Спектакль «Лучший сотрудник вечности»: когда слишком хорошо — тоже плохо

cover Фото Дмитрия Шигапова

Кому в наше сумасшедшее время не знакомо выгорание на работе? В бесконечной гонке за идеалом порой забываешь, как тебя зовут. Может, потому у героев нового спектакля «Лучший сотрудник вечности» нет имён? Альянс-театр 2act представил посвящение всем, кто в погоней за работой потерял себя.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный!» — так и тянет процитировать классика при взгляде на стоящую на офисном столе фигуру молодого человека. В руках у него папка с бумагами, а на лице измождённая улыбка. Это — лучший сотрудник, вернее, то, что от него осталось. Он так боялся, что его не возьмут на работу мечты, что, оказавшись в должности, положил всю свою жизнь на служение ей. Примерно так получится, если попытаться в двух словах пересказать пьесу российского драматурга Дмитрия Ретиха, поставленную в Алматы Виталием Шенгиреевым.

Фото Дмитрия Шигапова

Театр 2act решил не вносить излишеств и держаться авторской простоты. Все персонажи, кроме жены главного героя, одеты в чёрно-белом стиле. 

Лица сотрудников «компании мечты» выкрашены белилами, делая их похожими на живые трупы.

Пространство сцены делится на лаконичный офис и комнату, где, кроме дивана и торшера, нет ничего. Между двумя этими мирами главный герой и перемещается, всё чаще оказываясь в первом. 

И вот тут возникает главный вопрос: а что этим хотят сказать зрителю?

Есть несчастный человек, на которого повесили ярлык лучшего сотрудника, и теперь он пашет как ломовая лошадь. Но спектакль не предлагает никакой рефлексии. Например, на тему, что делать, если вы оказались в ловушке собственной неуверенности? Или как помочь ближнему, который увяз в работе и ответственности? Да, исходный материал сам по себе не подразумевает художественной выразительности, но спектакль сделан настолько «в лоб», что даже странно. Понятно, что действие происходит в какой-то очень утрированной реальности — это чувствуется по нелепому порой поведению героев или по игре с временными промежутками. И тем страннее, что реальность эта подана так просто и этюдно. Кажется, что коллектив немного заигрался, и идеальные персонажи начинают походить на роботов.

Фото Дмитрия Шигапова

К тому же и характеры остаются толком нераскрытыми. Почему главный герой губит свою жизнь, почему его не коробит, что жена из ангела превращается в дотошную тётку? Очевидно, что есть какие-то психологические проблемы, которые остаются «за кадром». Выравнивают ситуацию только монологи двух начальников (любопытный дуэт Камира Тугума и Златы Сербиной), когда один признается, что завидует лучшему сотруднику, а вторая привыкла быть тенью – вот оба ничего и не меняют.

Фото Дмитрия Шигапова

И всё же стоит дать «Лучшему сотруднику вечности» шанс прозвучать тревожным звоночком. Для тех, кто сутками батрачит на работе не потому, что нечего есть, а в попытке достичь чего-то эфемерного.

Главному герою явно жмёт титул лучшего, но он не способен ничего с этим сделать. Он не замечает, как ему годами не платят зарплату, а кормят пустыми обещаниями. Он не знает имён своих детей и не в курсе смерти жены. Весь спектакль исполнитель главной роли Иван Кривушин играет с не выражающим ничего лицом, которое под конец искривляется в сардонической улыбке. Хороший повод проанализировать свою жизнь: а вдруг и я у себя в заложниках? И проанализировать не только зрителям, но и создателям: не слишком ли отчеканенным получается спектакль, критикующий убийственный перфекционизм?

Лента новостей

все новости