Спектакль «Гретель und Гензель»: а ты боишься взрослеть?

cover Фото Ирины Бабкиной

Подростковые спектакли – до обидного свободная ниша на отечественной сцене. Режиссёр Элистин Михайлов в «Тотальном театре» решил это исправить с помощью сказочного сюжета. Правда, не в самой красочной трактовке.

«Это спектакль-фантасмагория», – улыбается Элистин. Фантасмагория местами фарсовая, местами жуткая – причём настолько, что изначально заявленный на открытых репетициях ценз «14+» пришлось поднять на два года. В «Тотальном театре» поняли, что аудитория не дозрела: с режиссёром команда работает не первый раз, и прошлый опыт с «Кармен» тоже был не для каждого зрителя.

В основу спектакля «Гретель und Гензель» легла не оригинальная сказка братьев Гримм, а её переделка от американского сценариста Оза Перкинса. Он слепил из пугающего и без того сюжета типичную голливудскую страшилку. Главные герои в версии Перкинса стали старше, антагонисты – жёстче.

А самое главное – изменился порядок имён в названии. Гретель вышла на первый план, тем самым придав сказке более феминистический настрой. Гензель, как выразился режиссёр, в этой истории сродни чемодану без ручки – он младше, инфантильнее и постоянно тянет сестру в прошлое. А Гретель стоит на пороге взрослой жизни. И если в версии братьев Гримм встреча с ведьмой была главным препятствием к выживанию, то в версии «Тотального театра» станет трамплином в эту самую новую жизнь.

«Наш спектакль про инициацию, переход от девочки к девушке, но не в сексуализированном плане. Это проблема ребят переходного возраста, когда тело уже созрело, а психика нет, из-за чего происходит конфликт. В нашей версии ведьма выступает как феникс: она возрождается, передаёт Гретель знания и навыки», поясняет Элистин Михайлов.

Данный переход чувствуется и в сценографии. Несмотря на всю мрачность спектакля, одна из его основных декораций – качели. Такие приветы из детства спрятаны тут и там: и в появляющейся на сцене неваляшке, и в старом ковре на стене, на котором перед сном здорово было рассматривать узоры. А вот от одной из своих главных фишек «Тотальный театр» решил отказаться: кукол в спектакле нет, за исключением маленького медведя в эпизоде. Зато им на смену приходит театр теней: например, заколдованный лес появляется силуэтами ёлок. Ко всему этому добавляется и живой саундтрек – герои поют и аккомпанируют себе.

Фото Ирины Бабкиной

Прошлый опыт «Тотального театра» с подростковым спектаклем оказался удачным. Но в отличие от яркого и доброго «Осторожно, злая собака!», новая постановка рассказывает о пубертате куда более жёстко. «Гретель und Гензель» – это история о том, что взрослеть не страшно, если у тебя есть внутренняя сила. Здесь путешествие героев сквозь лес приравнивается к путешествию через страхи, соблазны и иллюзии. И совершить его можно уже в эти дни: премьерные показы – 29 и 30 октября.

Лента новостей

все новости