Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна»: воспитание жестокостью детей

cover Фото Юрия Злобина

Ограничение «14+» в театре, где играют дети, – любопытный парадокс. «Игра» неожиданно взялась за одну из самых недетских пьес. Режиссёр Рустам Сафаров представил свою версию «Дорогой Елены Сергеевны» Людмилы Разумовской и открыл новую веху в развитии коллектива – с приглашёнными артистами.

Учительница математики Елена Сергеевна совсем не ждала, что ученики придут поздравить её с днём рождения. Однако очень быстро выясняется, что подарок, шампанское и комплименты – это пыль в глаза, а ребятам нужен ключ от сейфа, где лежат их запоротые экзаменационные работы. Чем больше распаляется конфликт, тем сильнее из выпускников лезет яд. Они не остановятся ни перед чем, будут громить, унижать, насиловать. Триумфа не случится, будет только страшное осознание – сначала у персонажей, а потом у зрителей.

Фото Юрия Злобина

Сложно не сравнивать спектакль с экранизацией Эльдара Рязанова 1988 года. Различий хватает, но есть и главное сходство: бесчеловечная история рассказана талантливо и пронизывающе. «Дорогая Елена Сергеевна» – из категории пьес, где грань между драматизмом и истерией очень тонкая. «Игре» этот баланс удаётся соблюсти, что похвально ещё и потому, что роли школьников исполняют практически их ровесники – ребята от 15 до 18 лет.

Да, иногда вылезают шероховатости и заламывание рук, но, в целом, молодые артисты весьма убедительны, особенно в монологах. К милым птенчикам, поначалу выпорхнувшим на сцену, под конец спектакля начинаешь испытывать настоящее отвращение. 

И надо отдать должное, юные актёры не теряются на фоне опытной коллеги по цеху. Елену Сергеевну сыграла заслуженный деятель Казахстана Гульнара Дусматова.

Для «Игры» это первый подобный опыт: раньше персонажей любого возраста играли сами дети. А тут – первое и сразу мощное сотрудничество. Если у Марины Неёловой учительница математики была зашоренным синим чулком, то у Гульнары Дусматовой – трогательная, потерянная и правдоподобная на двести процентов.

Актриса про свой опыт работы с юными коллегами:

«Работать с молодыми потрясающе: с их энергией, искренностью, наивностью в хорошем смысле. Обычно эту пьесу играют юные, но опытные актёры – даже в фильме это были уже профессиональные, состоявшиеся артисты. А у нас получилось нечто уникальное, потому что ребята – сами школьники, как в пьесе. От них идёт совершенно другой посыл и настрой, потому что они чувствуют именно то, что должны чувствовать герои в свои 16-17 лет». 

Интересно в спектакле решён вопрос с пространством. Сцена поделена на два яруса: основной – с декорацией-гармошкой и кухонный – сбоку от зрительного зала. Декорация легко трансформируется за счёт колесиков, и герои перемещаются между комнатами в квартире, при этом оставаясь на месте. А боковой ярус даёт камерному пространству больше воздуха и актёрам – пространство для манёвра.

Фото Юрия Злобина

Еще «Дорогая Елена Сергеевна» в очередной раз подчёркивает любовь алматинских режиссёров... к Pink Floyd. И если вторая часть Another Brick In The Wall в качестве саундтрека была даже слишком предсказуема, то вот окончание спектакля под The Great Gig In The Sky – отличное сопровождение катарсиса. Где вместо вокализов – отчаянный крик «Елена Сергеевна, они не взяли ключ!»

От пьесы спектакль отступает ещё в нескольких моментах. Например, к четырём выпускникам режиссёр добавляет отличницу, которая якобы приходит посмотреть, как провалится план одноклассников. И если остальным нужно получить свои работы, чтобы исправить, то её мотивы до конца неясны. Только ближе к концу примерная тихоня раскрывается, как озлобленная и жестокая лицемерка – видимо, для усиления конфликта.

Ещё одно отличие спектакля – атмосфера. В пьесе и советском фильме дух Перестройки был одним из элементов разрушения. У «Игры», несмотря на тематические декорации, эта линия не прослеживается. Поэтому современным подросткам спектакль будет понятен и интересен.

Лента новостей

все новости