Спектакль «Әуежай»: аэропорт казахстанских проблем

cover Фото Юрия Коротецкого

Здание аэропорта легко может превратиться в театр, когда актёры едут на гастроли. А может ли театр стать аэропортом? «АRТиШОК» отвечает: ещё как может! И подтверждает это, превращая фойе большой сцены в начале своего нового спектакля «Әуежай» в зал ожидания – с табло вылетов и билбордами авиакомпаний.

С первых секунд узнается фирменный почерк Галины Пьяновой и «артишоков» в принципе. Спектакль начинается прямо на входе в театр, артисты затеряны среди зрителей, в зал все попадают, когда срабатывает сигнализация. В итоге основные персонажи как бы оказываются в подсобке аэропорта, откуда не могут выбраться самостоятельно. В ходе разбирательства выясняется, что почти все они летят одним рейсом – на конференцию. Причём состав разношёрстный: пожилой чиновник, гражданская активистка, политолог, защитник ЛГБТ+ сообщества, учительница, создательница фонда для жертв насилия и… случайно затесавшийся астролог.

Фото Юрия Коротецкого

Даже по этому срезу можно догадаться, что спектакль будет строиться на конфликте. Так и происходит: персонажи сначала ожесточённо спорят между собой, в перерывах рассказывая личные истории, но частные перепалки быстро становятся более масштабными.

И вот тут начинается самое щекотливое. С одной стороны, темы, которые поднимает «Әуежай», – это огромная кровоточащая рана для всего нашего общества. Коррупция, несвобода слова, насилие над женщинами, поиск культурного кода, языки – одна сложнее другой. И вместить их в один не особо длинный спектакль, да ещё оставив место художественной составляющей, почти нереально. Вот и получается, что креатив прихрамывает. С декорациями, сценографией и блестящей актёрской игрой всё в порядке – только спектакль больше становится похож на ток-шоу, где каждый пытается криком доказать свою правду.

Фото Юрия Коротецкого

Сказалось и то, что «Әуежай» создавался совместно с фондом «Евразия» в рамках программы социальных инициатив в Центральной Азии, а материал предложила драматург Джамиле Аман. И не то чтобы «АRТиШОК» когда-то отказывал себе в том, чтобы пройтись по повесточке. Но если в горячо любимом публикой спектакле «Мушкетёры. Перделер» она была завёрнута в тысячи блестящих фантиков, то тут с точностью до наоборот. Без эвфемизмов, сразу в лоб и иногда, кажется, даже слишком. Сидишь как на бочке с порохом – рванёт или нет? Потому что весь зал вслед за героями поднимается, чтобы посреди спектакля исполнить гимн, но происходит это между очень неоднозначными диалогами и бегающим по сцене Салимом Балгазиным в трусах — уже почти традиционный «артишоковский» жест.

Фото Юрия Коротецкого

Но особенно в спектакле хороша не молодёжь, а «старая гвардия»: Нурсултан и Виктория Мухамеджановы, Софья Гордеева и Куантай Абдимади. Я не просто так назвала актёрскую игру блестящей, потому что именно она возвращает «Әуежай» в плоскость театра. Этому помогают и прозрачные полотна, которые несколько раз за спектакль опускаются. На них транслируется текст, а герои как бы оказываются в тоннеле. Но вместо света в конце брезжит вопрос: оставаться или уезжать?

 Фото Юрия Коротецкого

Что театру удаётся на славу, так это не просто помахать красными флагами казахстанских проблем, а завернуть их в большое полотно надежды. К концу спектакля у каждого находится своя причина, почему он всё-таки не уезжает. Но показательнее всего то, что сколько бы раз «АRТиШОК» в новом спектакле ни проходил по самому острию, никто в зале не проронил ни звука. Ни фырканья, ни комментариев, ни слёз – все сидели молча. И много раздумывали после.

Лента новостей

все новости