«Слабое звено – человек»: онлайн-мошенничеств в Казахстане стало в 42 раза больше

cover Иллюстрация создана с помощью нейросети DALL-E

Онлайн-мошенники продолжают терроризировать казахстанцев: за последние пять лет они стали обманывать граждан в 42 раза чаще, к тому же освоили искусственный интеллект и научились обходить биометрическую защиту, сообщает Orda.kz.

О том, как в Казахстане идёт борьба с интернет-мошенничеством, рассказали эксперты и представители государственных ведомств на форуме Central Asia Fintech Summit, который проходит в Алматы.

«За пять лет объём онлайн-операций у нас вырос в 26 раз. Сегодня через интернет-банкинг и мобильный банкинг проводятся более 80 трлн тенге. Но другая сторона медали — в том, что за эти же пять лет количество случаев интернет-мошенничества выросло в 42 раза. Только за прошлый год зарегистрировали почти 45 тысяч фактов мошенничества, и половина из них — это интернет-мошенничества», — подчеркнула Асем Мадиярова, заместитель директора департамента платёжных систем Нацбанка.

Казахстанские онлайн-мошенники используют три главных инструмента. Первый — это социальная инженерия и психологическое манипулирование. Второй — так называемое дропперство (посредничество при незаконных схемах): чем больше в мошеннической цепочке «дропперов», тем сложнее отследить подозрительные платежи. А третий — искусственный интеллект, который аферисты научились применять во зло. Нейронные сети используют для имитации голосов и создания дипфейков.

Для борьбы с мошенниками при Нацбанке создали специальный Антифрод-центр (от английского слова fraud — мошенничество). Он начал работать в конце июля и всего за два месяца уже продемонстрировал впечатляющие результаты. К октябрю благодаря работе центра удалось заблокировать мошеннические операции на общую сумму более полумиллиарда тенге (493 млн тенге на уровне банков-отправителей и ещё около 90 млн — на уровне банков-получателей). К Антифрод-центру подключены все банки второго уровня и ведущие микрофинансовые организации.

«Благодаря работе Антифрод-центра мы смогли сберечь полмиллиарда тенге. За каждым тенге в этой сумме находится человек, которого обманули. И мы эти деньги вернём потерпевшим», сказала Асем Мадиярова, вызвав бурные аплодисменты в зале.

Самая распространённая схема, которую используют онлайн-мошенники, — это ложные звонки (якобы от Нацбанка, КНБ, финансовых организаций и множества других ведомств). Мошенники оказались настолько хитрыми и осведомлёнными, что звонят своим жертвам уже даже от имени самого Антифрод-центра. Второе место в топ-три излюбленных схем аферистов заняли ложные сообщения в мессенджерах и соцсетях, а третье — лжеинвестирование (прежде всего финансовые пирамиды).

Начальник Управления кибербезопасности АРРФР Роман Перминов рассказал, что казахстанские мошенники становятся всё более продвинутыми как в техническом, так и в психологическом плане. Например, они уже научились обходить биометрическую защиту. Поэтому казахстанцам нужно быть предельно бдительными на каждом этапе использования финансовых инструментов — от скачивания банковских приложений до непосредственных платежей.

«Мошенники использовали подбор паролей для взлома личных кабинетов клиентов — соответственно, мы ввели требование по использованию двухфакторной аутентификации. Но мошенники научились перехватывать СМС-сообщения, научились обходить биометрию», — отметил Роман Перминов.

По словам представителя АРРФР, самое сложное в борьбе с мошенничеством — сделать так, чтобы сами казахстанцы приобрели иммунитет к попыткам манипулирования и обмана. Совладать с пресловутой социальной инженерией практически невозможно. И сложнее всего защищать от мошенников человека, который сам отдаёт им «ключ от квартиры, где деньги лежат».

«Можно поставить толстую металлическую дверь и решётки на окнах, а потом положить ключ под коврик, сообщить всем в соцсетях, что вы уезжаете в отпуск, и рассказать, что у вас под матрасом лежат деньги. И вся защита, все эти замки и решётки станут неэффективными. Мы на техническом уровне всё закрываем, но, к сожалению, мошенники обходят технический уровень — им главное попасть не в банк, а в голову к клиенту», констатировал Роман Перминов.

Впрочем, и на техническом уровне мошенников периодически удаётся останавливать. Об этом рассказал Улыкбек Шамбулов, заместитель председателя правления АО «Государственная техническая служба». Он привёл в пример случай, когда мошенники взломали страницу популярного блогера с 700 тысячами подписчиков — аферистов удалось вовремя остановить. А всего с начала 2024 года в Казахстане заблокировали более 7,7 тыс. сайтов и ресурсов, с которых рассылали мошенническую информацию.

По словам Элисара Нурмагамбетова, основателя стартапа по борьбе с онлайн-мошенничеством BlackIce AI, та работа, которую ведут в этом направлении в Казахстане, по мировым меркам организована достаточно хорошо. Но не все проблемы можно решить только блокировками сайтов, законодательным регулированием и отслеживанием сомнительных транзакций. Ведь мошенничество тесно связано с коррупцией и отмыванием денег. А ещё — с доверчивостью и жаждой лёгких денег.

«У нас самая слабая сторона всегда — это человек», резюмировал Элисар Нурмагамбетов.

О том, жителей каких городов Казахстана чаще всего обманывают мошенники, читайте здесь.

Читайте также:

Лента новостей

все новости