Сколько на самом деле потратили на ремонт моста в Усть-Каменогорске и почему он всё равно рухнул?

cover Фото Orda.kz

1 сентября в Усть-Каменогорске рухнул один из центральных пролётов автомобильного моста через р. Ульба. На следующий день — шквал вопросов. И главный из них: почему, если «два года ремонтировали, вложили свыше 600 млн тенге», он всё равно не выдержал? Тогда только по счастливой случайности обошлось без жертв. Но так ли это? Orda.kz разбиралась, что произошло и кто виноват. 

Фото: Orda.kz / Индира Какимова

Логистика проезда в промзону Усть-Каменогорска была нарушена, вместе с обрушением пролёта моста длиной 16 м 20 см произошёл и порыв водопровода. Фактически смыло бюджетные деньги, направленные на ремонт моста после предыдущего разрушения опор. Получается, что жертвы всё-таки есть, и это граждане, которые платят налоги.

«Мы уже пригласили из Алматы специалистов, которые дадут оценку в целом. Но огорчает то, что здесь был ремонт в течение двух лет, 600 миллионов тенге освоили»,  заявил аким Усть-Каменогорска Алмат Акышов в день ЧП с мостом.  
Аким Усть-Каменогорска Алмат Акышов (второй слева). Фото: Orda.kz / Индира Какимова

Аким сказал, что виновные должны быть наказаны. А мост пообещали отремонтировать за пару месяцев. Однако время шло, подрядчик пилил ветки у основания моста для устранения водного затора, а общественность стала требовать возбуждения уголовного дела.

Только спустя пять дней прокуратура города выступила с заявлением о проверке и уголовном деле, которое завели по ст. 278 ч. 2 УК РК — «Недоброкачественное строительство».

«Истребованы и внимательно изучаются все документы, касающиеся работ по ремонту и последующей эксплуатации мостового сооружения на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства. По материалам проверки назначен ряд технических и финансово-экономических экспертиз, опрашивают должностных лиц, устанавливают иные обстоятельства, предшествовавшие инциденту. Для выяснения фактических причин происшествия прокуратура города обследует мостовой переход с привлечением специалистов научно-исследовательского института», сообщил Диас Сайранканов, прокурор отдела по защите общественных интересов прокуратуры г. Усть-Каменогорска.

А за чей счёт приглашены специалисты из Алматы и представители НИИ? Надеемся, все издержки оплатят виновные. Мы попытались выяснить, что произошло. 

Подрядчик, отремонтировавший мост до разрушения, — ТОО «LLC ASIA». На портале государственных закупок всплыли о нём интересные подробности. 

Скриншот страницы goszakup.gov.kz

 По данным портала госзакупок (заказчик — ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска», БИН 050140000903), с ТОО «LLC ASIA» (БИН 080340016010) (БИН заказчика и поставщика подтверждаются открытыми реестрами) в 2023–2025 гг. заключили шесть договоров «из одного источника», в том числе на «ремонтно-восстановительные работы по ликвидации последствий ЧС» и подготовительные работы. Если смотреть на цепочку контрактов, сумма заметно толстеет. Суммарно на ремонт выделено более 1 миллиарда 233 миллионов тенге, что в долларах около 22 80 109, то есть примерно вдвое больше публично упоминаемых «600 млн тенге». 

Средства выделялись из районного бюджета города областного значения. И снова вопрос: почему везде фигурирует 600 миллионов, а не 1,2 миллиарда? Зачем и кому выгодно занижать реальные данные из официальных источников? Не менее любопытен и тот факт, что сроки реализации по данным актов выполненных работ были практически молниеносные.

Радует такое стремительное выполнение работ? Или же это всё-таки предоплата, вот такая волшебная, на год вперёд? 

Ещё хотелось бы уточнить одну деталь: на портале госзакупок договор от 2024.02.09 до сих пор числится частично исполненным, однако оплата произведена в полной мере, да и сроки исполнения датируются в договоре до 29 февраля 2024 года, а на дворе уже сентябрь 2025-го. Но вот ЧТО частично не исполнено, пока остаётся загадкой.

Согласно госзаказу, подрядчик выполнил ремонт практически всех опор с 3-й по 11-ю. И судя по подписанным актам, принятие было завизировано подписью заместителя руководителя ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» Е. Б. Ибраевым (ну или очень похожей подписью). 

Можно только порадоваться за исполнителя госзаказа, ведь никаких задержек с оплатой, а скорость работы молниеносная! Но тогда почему мост рухнул? Конечно, причины сейчас будет выяснять специальная комиссия. 

Хотелось бы обратить внимание, что ремонт моста проходил в период правления экс-акима города Жаксылыка Омара (с апреля 2025-го он стал первым заместителем акима ВКО). Судя по записям с его инстаграм-странички, Омар живо откликнулся на проблему со Шнайдеровским мостом в ноябре 2023 года и, можно сказать, взял под личный контроль работы по его восстановлению. 

Интересен сам факт, что именно в период акимства Омара Шнайдеровский мост так активно ремонтировался и финансировался со стороны ЖКХ города. Деятельность Жаксылыка Омара у жителей вызывала полярные мнения, но вот его любовь к новшествам и пиару отмечают все. Другое дело, насколько долговечны и прочны проекты экс-акима? Ситуация с ремонтом Шнайдеровского моста явно не в его пользу, к тому же стоит отметить, что практически все ранние оплаты по договору прошли в его период управления Усть-Каменогорском. Мост рухнул, а Жаксылык Омар пошёл на повышение.  

Сразу захотелось выяснить, что же это за предприятие, LLC ASIA? Согласно данным портала kompra.kz, организация существует более 17 лет, и изначально это было коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Востокдорстрой» государственного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шемонаихинского района», где в учредителях числилось государственное учреждение «Аппарат акима Шемонаихинского района». 

За эти годы менялось название, добавлялись виды деятельности, и 29.06.2022 года предприятие прошло перерегистрацию как товарищество с ограниченной ответственностью LLC ASIA с двумя соучредителями и видом деятельности «Прочая деятельность по уборке; Сбор неопасных отходов; Монтаж систем водоснабжения, отопления и кондиционирования воздуха».

Но в 2022 году предприятие получило ряд лицензий, позволивших расширить деятельность. Любопытен и тот факт, что с февраля 2024 года (в период ремонта моста) ТОО «LLC ASIA» активно стало менять руководителей.

А последнее уведомление о смене менеджера произошло буквально на днях, 12.09.2025. В период ремонтных работ на Шнайдеровском мосту в руководителях, по данным kompra.kz, числились Капорина, Толмачёв и Куклина, а соучредителями — Канат Манакович Курмангалиев и ТОО «СервисТехЦентр» (кстати, именно Куклина возглавляла ТОО «СервисТехЦентр» с 2016 года, там же в числе учредителей ранее числился и Нуржан Кайратович Кенжебеков, новый руководитель ТОО «LLC ASIA»). 

Мы попытались связаться с руководителем LLC ASIA, но в телефонном разговоре нам сообщили, что непременно дадут контакт для связи, а после чего просто перестали отвечать на звонки.

Мы верим, что надзорные ведомства не нуждаются в наших советах и, будучи профессионалами, радеющими за качественное освоение бюджета, не оставят эти и другие факты без внимания. Но на всякий случай обратились к эксперту с более чем 15-летним стажем в области строительства мостов. И получили такое заключение по состоянию Шнайдеровского моста в г. Усть-Каменогорске:

1. На момент создания публикации Шнайдеровский мост в г. Усть-Каменогорске пережил несколько ремонтов, последний был проведён в 2023–2025 гг. В ходе этих работ (по крайней мере в открытых источниках подтверждающих технических заключений, экспертиз и иной технической документации не удалось обнаружить) подрядчик ограничился заменой опор под существующим пролётным строением, без его демонтажа и без проведения полноценных инженерно-геологических и гидрологических изысканий. Уже в 2025 году мост частично обрушился, что подтверждает системные ошибки в подходе к его эксплуатации и ремонту.

Аким Усть-Каменогорска заявил, что надо «тщательно исследовать» мост перед новым ремонтом. Однако исследовать там нечего — объект полностью отработал свой ресурс и должен быть признан аварийным с последующим демонтажём пролётов и возведением новой конструкции.

2. Технические ошибки и упущения: 

  • замена опор под пролётом. Такой метод противоречит базовым принципам мостостроения: риск деформации и подмыва сохраняется под остальными опорами. Решение о замене опор без демонтажа пролёта требует объяснений, кто и на основании каких расчётов его утвердил.
  • отсутствие инженерных изысканий. Не проводилось (не обнаружено подтверждающих документов в открытом доступе на момент создания заключения) комплексное исследование грунта и гидрологии. Между тем, по строительным нормам необходимы определение несущей способности грунтов, моделирование динамических и статических нагрузок, учёт статистики по уровням воды, скорости течения и осадкам.
  • недоучёт размыва. На фото видно, что подмыло грунт у ростверка опоры, после чего она завалилась. Это классический сценарий при отсутствии расчёта и защиты от подмыва.

3. Дополнительный фактор — нарушение эксплуатации русла. По предварительным данным, течение принесло ветки, древесный мусор и грунт, которые образовали искусственную плотину прямо перед опорами. Это вызвало перепад уровня воды и усилило подмыв основания. Таким образом, ключевым «спусковым крючком» аварии стало отсутствие системной очистки русла реки от древесных завалов и наносов. Ответственность за эксплуатацию этого участка реки должна быть установлена, так как подобные заторы вблизи мостов создают аварийную угрозу.

4. Что надо сделать:

  • признать мост аварийным и демонтировать пролётное строение;
  • провести независимые обследования и инженерно-геологические изыскания (буровые скважины, лабораторные испытания грунтов);
  • выполнить гидравлические расчёты и расчёты размыва по международным методикам;
  • определить оптимальный тип основания (монолитный ростверк на сваях) на основании реальных данных изысканий;
  • разработать и утвердить новый проект моста с учётом сейсмики, динамических нагрузок, многолетней гидрологии и коррозионных факторов;
  • установить ответственность за не проведение очистки русла и предусмотреть регулярный мониторинг и эксплуатацию гидротехнических условий у моста.

5. Заключение: катастрофа с Шнайдеровским мостом — это результат системных ошибок:

  • поверхностного ремонта 2023–2025 гг. без должных исследований;
  • отсутствия учёта подмыва и размыва у опор;
  • игнорирования обязанностей по эксплуатации русла.

Единственно верное решение — полная реконструкция моста с нуля. Попытки очередного ремонта старого пролёта лишь создадут новые риски для населения и новые бюджетные расходы.

Разница между 600 млн и 1,2 млрд существенна юридически, особенно в части тяжести уголовной ответственности, размера штрафов, уровня ответственности заказчика/руководителя. Обе суммы могут относиться к категории особо крупного ущерба по УК РК, но чем выше сумма, тем выше финансовая ответственность.

Занижение суммы ущерба — не просто финансовый вопрос, а вопрос юридической квалификации и ответственности за игнорирование неэффективного использования бюджетных средств.

Как сообщил действующий аким Усть-Каменогорска, мост находится на гарантии, но вот уверенности, что это не принесёт дополнительных трат и простоит ещё долгие годы, увы, уже нет. И это не только из-за подорванного доверия к ТОО «LLC ASIA» и не проводившимся работам и контролю за очисткой русла со стороны госорганов, но и ещё и потому, что мост практически 1941 года постройки (в период переноса промышленных предприятий во времена второй мировой войны) уже давно исчерпал свой ресурс. 

Тревожит усть-каменогорцев и тот факт, что мосты в областном центре становятся невероятно популярны в планах ремонта у чиновников. Всем памятен Иртышский мост, ремонт которого затянулся на годы в период управления областью Даниалом Ахметовым, второй — так называемый понтонный — мост также прослыл долгостроем. Строительство развязки под ним тоже затянулось, но опасность даже не в этом: не повторит ли он судьбу Шнайдеровского?


А вдруг в период половодья большая вода превратится в мощный поток и размоет опоры? Надеемся, чиновники и строители учли этот момент. А виновные в сомнительных схемах и некачественном строительстве понесут заслуженное наказание. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости