Сколько казахстанцев живёт за чертой бедности?

cover Фото: Elements.envato.com

Каждый двадцатый казахстанец находится за чертой бедности, и число малообеспеченных граждан только растёт. В нищете прозябает почти миллион жителей страны, сообщает Orda.kz.

Рассуждениями об уровне бедности в Казахстане в своём телеграм-канале Tengenomika поделился экономист Руслан Султанов. Он отметил, что в первом квартале 2025 года доходы ниже прожиточного минимума имели 4,5 % населения Казахстана. Причём такая статистика сохраняется уже несколько лет.

«Год назад за чертой бедности находилось 928 тыс. человек, сейчас 924 тысячи, 4 тыс. человек выбрались за пределы прожиточного минимума. Лидеры по доле бедного населения — Туркестанская область (8,1 %), Абайская (7,3 %) и Жетысу (6,9 %). Самая низкая доля бедных — в Карагандинской области (2,6 %) и в Астане (2,1 %). При этом 16,5 тыс. человек (0,1 % населения) в стране имеют доходы ниже стоимости потребительской корзины. Это крайняя форма бедности, когда не хватает даже на базовые товары и услуги. Неприятная тенденция в том, что таких людей за год стало больше на 1182 человека», — отметил Руслан Султанов.

Экономист подчеркнул, что от бедности значительно больше страдают сельские регионы. В областях с большим количеством городского населения и промышленных предприятий настолько серьёзных проблем нет. В городах населения с доходом ниже прожиточного минимума — 3,4 %, а в сёлах — почти вдвое больше, 6,5 %.

«В среднем по стране доходы городских жителей, которые используются на потребление, на 30 % выше, чем у сельских. Значит, доступ к инфраструктуре, рабочим местам и инвестициям остаётся сильно неравномерным. Но, с другой стороны, и уровень цен сказывается, который в городе всё же выше, чем в селе, что увеличивает стоимость потребления горожан. Отсюда и получается, что полегче живётся в индустриализированных, урбанизированных регионах». Руслан Султанов 

В таких регионах, как Павлодарская и Карагандинская области, потребительские расходы населения могут в 2,6 раза превышать прожиточный минимум — это даже больше, чем в среднем по Астане и Алматы (там этот показатель выше прожиточного минимума в 2,4 раза). Всё дело в том, что там много промышленных предприятий и мало сёл. А в аграрной Туркестанской области или в Мангистау, где велик разрыв между доходами сельчан и работников нефтегазовых предприятий, средние потребительские расходы всего в полтора раза выше прожиточного минимума.

Высокая рождаемость, которой так любят гордиться в Казахстане, в этом смысле только усугубляет проблему. Чем больше детей в семье — тем выше риск, что она окажется за чертой бедности.

«Многодетность — не всегда преимущество. Увы, именно семьи из пяти и более человек на 85 % составляют слой населения ниже прожиточного минимума, ещё 10 % семей с доходами ниже минимальной границы состоят из четырёх человек. Это усиливает риски бедности в многодетных семьях, особенно в регионах с низкой занятостью и доступом к соцуслугам», — подчёркивает Руслан Султанов.

Бедность в Казахстане — устойчивое явление, причём число людей, живущих в крайней нищете, только растёт. Под угрозой — жители аграрных регионов, многодетные семьи с низким уровнем доступа к инфраструктуре и качественному образованию.

«Дальнейшее сокращение бедности невозможно обеспечить лишь общим ростом экономики или стандартными социальными выплатами. Необходимы целевые меры: создание несырьевых рабочих мест в сельских областях, модернизация региональной инфраструктуры, расширение образовательных услуг», резюмирует экономист. 

Мнение эксперта о том, почему у властей Казахстана не получается эффективно бороться с бедностью, читайте по ссылке.

Читайте также:

Лента новостей

все новости