Скляр о петиции против утильсбора: «В первую очередь будут соблюдены интересы государства»

cover Фото: пресс-служба премьер-министра РК

На сайте кабмина вышло интервью с первым заместителем премьер-министра. Роман Скляр рассказал, как развивается промышленность в Казахстане, и назвал основные проблемы в экономической отрасли, сообщает Orda.kz.

Первым делом Скляр обратил внимание на то, что в стране больше развита нефтяная экономика, нежели промышленная.

«Этот вопрос остро стоит. 12,3 % – доля обрабатывающей промышленности в ВВП. Для сведения: 12,6 % – это доля ГМК. Мы видим, что практически в ВВП доля обрабатывающей промышленности и доля ГМК сравнялись. В текущем году мы должны, как минимум, на шесть процентов дать рост обрабатывающей промышленности»

Для этого, по мнению зампремьера, нужны работающие предприятия. Также необходимо наращивать экспорт, поскольку обеспечить рост за счёт внутреннего рынка невозможно.

«Сказать, что всё у нас хорошо, конечно, нельзя. Но и сказать, что мы не движемся в этом направлении, не развиваем обрабатывающую промышленность, было бы тоже неправдой. Любое государство в той или иной мере поддерживает абсолютно все отрасли экономики. Понятно, что обрабатывающая промышленность — главный приоритет. В этом направлении мы будем продолжать работу. Здесь речь про увеличение доли местного содержания, привлечение инвестиций, что позволит нам создать высокопродуктивные высокооплачиваемые рабочие места для нашей молодежи. Вот главная задача».

Главная проблема обрабатывающей промышленности — отсутствие выхода к морю, считает Роман Скляр.

«С 2010 года мы начали активно выстраивать логистику. Сегодня Казахстан без преувеличения стал главным транспортно-логистическим хабом Центральной Азии. Более 32 млрд долларов за последние 12 лет было вложено в развитие инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, аэропорты. Транспорт — это, по сути, сервис. Он должен обслуживать промышленность, в первую очередь экономику страны. Да, у нас нет выхода к морю, но у нас есть огромные рынки наших соседей, поэтому мы должны туда выходить».

Кроме этого, в стране нет качественной инфраструктуры по электроэнергии. Чтобы не зависеть от внешних поставок, вице-премьер считает необходимым развивать энергетическую отрасль.

«Мы не можем развивать промышленность, не имея достаточного резерва по энергомощностям».

«КТЖ» не дает сверхдоходов, но берет «длинные кредиты»

Промышленность — приоритетное направление, развитию которого способствует транспортная отрасль. Выступая в роли сервиса, железные дороги обслуживают экономику, отметил вице-премьер.

«Транспорт, при всем моем уважении к ним, пусть не обижаются, но транспорт – это сервис. Тем более что «Қазақстан темір жолы» – государственное акционерное общество. И мы не ставим целью для них извлечение сверхдоходов. Должна быть достойная заработная плата у железнодорожников, безопасный проезд должен быть обеспечен, состояние путей. Необходимы инвестиции в подвижной состав, кроме магистральных железнодорожных путей. Но всё же для нас главное — это развитие экономики».

По его словам, государство не может постоянно финансировать железную дорогу. Она должна быть на самоокупаемости.

Роман Скляр также высказался о конкурентности Казахстана с РФ на рынке ЕАЭС, ответив на вопрос о том, есть ли необходимость производить товары, не схожие с российскими.

«У нас нет таможенной границы между пятью странами. Мы не можем искажать экономику. Это будет как кривое зеркало, если мы будем давать те или иные преференции под строительство новых объектов, которые будут производить аналогичную продукцию, конкурировать друг с другом. Это, наверное, путь в никуда. Можно, но, я думаю, в этом нет никакой необходимости. Конкуренция среди тех товаров, которые производятся у нас или в странах-соседях, странах — членах ЕАЭС, должна быть. Она стимулирует наших производителей». 

О петиции против утильсбора

Вопрос утильсбора Роман Скляр назвал политизированным. Он считает, что авторы петиции пытаются манипулировать общественным мнением.

«Давайте разберемся всё же, кто главный бенефициар утильсбора? Непопулярное решение. Мы, в конце концов, не должны стремиться принимать только популярные решения, быть для всех удобными людьми. Говорят, что мы не можем производить автомобили, не можем производить сельхозтехнику, это фейковые производства — прикручивают только колеса. В конце февраля 2022 года более 100 блогеров и журналистов поехали в пресс-тур по предприятиям. Они убедились, что это не так, никто не прикручивает колеса. Есть крупноузловая сборка сельхозтехники и автомобилей, есть мелкоузловая сборка».

Что касается самого утильсбора — по сути, это косвенный налог, подчеркнул Скляр.

«Ранее, до вступления нашей страны в ВТО, таможенная пошлина составляла 30 % на автомобиль. Мы все покупали их, никто не возмущался, эти деньги уходят в бюджет. Вступив в ВТО, мы приняли на себя обязательства, открыли свой рынок — таможенная пошлина стала составлять 15 %. Однако, находясь в едином экономическом пространстве с Российской Федерацией, с Беларусью, которые производят автомобили и ввели утилизационный сбор, мы не можем остаться в стороне от этого. Они ввели утилизационный сбор, мы на это также ввели 15% утилизационный сбор. Раньше в Экологическом кодексе была такая норма, что частный оператор РОП управляет средствами, которые приходят от данного косвенного налога. Как им управляли, мы знаем. Ситуацию эту исправили в 2022 году, сейчас это государственное акционерное общество «Жасыл даму», которое использует деньги на поддержку экологических программ».

Петиция, которая набрала достаточное количество голосов, будет рассмотрена Министерством. Но вице-премьер предупредил, что будут соблюдены в первую очередь интересы государства.

Помимо всего прочего, Скляр оценил ситуацию дорожной инфраструктуры.

«Общая сеть автомобильных дорог — 95 тыс. км. Содержать такую сеть очень трудно. Мы активно внедряем «платность» для магистралей, у нас этих средств хватает лишь на текущее зимнее и летнее содержание автомобильных дорог и текущий ремонт, так называемый ямочный ремонт, который мы проводим только на платных участках. Мы должны через несколько лет выйти на самоокупаемость и в нормативных пределах содержать эти трассы».

По словам Скляра, сейчас не хватает денег на нормативное содержание дорожной инфраструктуры. В европейских странах высокий транспортный налог, поэтому и дороги качественные, подытожил вице-премьер.

Лента новостей

все новости