Скандал после взрыва на шахте Костенко: горноспасатели записали обращение

cover

Отряд горноспасателей, которые принимали участие в ликвидации пожара на шахте Костенко, рассказали о том, как искали тела погибших. Они выступили с критикой организации самого процесса и своего руководства в целом, сообщает корреспондент Оrda.kz.

Большой скандал назревает сейчас в Карагандинской области. После трагедии на шахте имени Костенко отряд горноспасателей выступил с открытым обращением и рядом требований. Они заявили об этом журналистам и распространили свое заявление в соцсетях. Как оказалось, проблемы назрели уже давно, а трагедия, которая унесла жизни 46 горняков, стала спусковым крючком для специалистов.  

Скриншот видео 
«Отправили нас на разведку после взрыва. По пути следования мы обнаружили очаг пожара. Своими силами нашли огнетушители и приступили к тушению. Первая проблема возникла на аварийном участке, где происходил пожар. Там было загазирование, и отсутствовала вода. Мы ее искали по выработкам полчаса. И это уже не в первый раз такое», — заявил горноспасатель Вадим Дейнеко.  

По словам представителей отряда, если бы они спустились в шахту на пару часов позже, ситуация со взрывом повторилась бы вновь. 

«Там было много пыли, которую закинуло взрывной волной. Продукты горения через шлюз уже попали на ленту, и она начала тлеть. А это очень большое количество дыма, окиси, и нагревается общий пласт угля. И пыль обязательно взорвется. И этот огромный взрыв идет именно от пыли. Если она взрывается, то там все уже», — рассказал Александр Григорьев.

По словам Григорьева, ему стыдно за свою работу, поскольку первоочередная задача горноспасателей — предупреждать ЧП. Но с этим, как оказалось, все непросто. 

«Мы должны проверять те или иные участки шахт и фиксировать нарушения, а потом писать замечания. По итогу половину замечаний не устраняют. Руководители говорят, вот сейчас за это «АрселорМиттал» разорвет с нами контракт, а мы на подряде у АМТ», — поясняют представители отряда.

Проще говоря, когда горноспасатели составляют список замечаний и требуют устранить то или иное нарушение, которое может привести к ЧП, на это очень часто закрывают глаза.

«Получается, что мы как будто ничего не делаем. То есть не выполняем свою работу. Как будто мы не нашли никаких замечаний», — поясняют спасатели.

По их словам, раньше за выявленные нарушения могли просто остановить конвейер, отключить электричество, и шахта не работала до тех пор, пока недочеты не устранят. 

«Когда так можно было делать, все замечания устраняли буквально за час. Потому что простой — бешеные деньги. А сейчас мы замечания собираем, передаем на командный, а там уже наше руководство не может давить на компанию, потому что у нас с ней договор, она нам платит зарплату, и все спускается на тормозах», — говорят спасатели.

Спустившись в шахту Костенко, представители отряда, по их словам, увидели ужасную картину. 

«Мы сначала выносили тела, потом руки, ноги, головы, а затем уже фрагменты тел. Шесть человек там вообще было невозможно определить. Мы не знаем, нашли ли мы всех полностью. В первую ночь я пришел и плакал. Мне мужиков жалко... Они шли заработать денег, прокормить свои семьи», — говорит Григорьев.

Он добавляет, что сейчас невозможно сказать, удалось бы избежать этой трагедии на 100 %, если бы все замечания устраняли, но риски в таком случае были бы гораздо ниже. 

В своем обращении горноспасатели потребовали восстановить в отряде ряд коллег, которых ранее уволили за критику работы и руководства. 

«От всего коллектива первого ВСО мы требуем, чтобы восстановили наших ребят в должности. Их нам очень сильно не хватает как специалистов. Также требуем восстановить в должности председателя профсоюза ПГСКО, относящегося к КазУглеПрофу, и приватизировать ПВАСС обратно в госсобственность. Не должна такая служба быть бизнесом», — заявили представители отряда.

Они добавили, что таких специалистов, как они, в Казахстане совсем немного — чуть более 200 человек. 

Корреспондент Оrda.kz обратился за комментарием к первому заместителю директора Карагандинского филиала ТОО «Республиканский центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб» Геннадию Силинскому.

На вопрос, правда ли то, о чем говорят горноспасатели, он ответил:

«Бог им судья. Я комментировать не буду. Это полная чушь».

Оrda.kz продолжит следить за развитием событий. 

Автор: Инна Рутц

Читайте также: 

Лента новостей

все новости