В сфере пассажирских перевозок города ситуация накаляется. АО «БРК-лизинг» объявило кросс-дефолт автопарка Semey Bus из-за крупного кредитного долга и пытается изъять приобретенные в лизинг пассажирские автобусы. 

Об этом сообщает Orda.kz.

Акимат Семея прекращает сотрудничество с предприятием, вернув на рынок бывшего монополиста в сфере пассажироперевозок – ТОО «Семавтопарк». Однако руководство Semey Bus считает действия властей незаконными и намерено отстаивать свои права. В проблеме разбирался наш корреспондент. 

Предприятие ТОО Semey Bus, с которым в последнее время было связано немало скандалов, задолжало Фонду развития промышленности «БРК-лизинг» немалую сумму. Дело в том, что автопарк в 2019 году через АО «БРК-лизинг» приобрело в кредит 170 единиц автобусов. Сумма кредита составила 4,2 миллиарда тенге.

За полтора года работы предприятие накопило долг за кредит — 1 миллиард 147 миллионов тенге, в связи с чем, решением Фонда был объявлен дефолт компании. Помимо прочего, автопарк также имеет около 850 миллионов тенге задолженности за налоги и пенсионные отчисления,  ГСМ и оборудование.

В результате судебных тяжб между Управлением государственных доходов и ТОО Semey Bus решение принято в пользу налогового органа. Теперь в ближайшее время фискальный орган намерен закрыть все счета и арестовать имущество автопарка. 

В Семее прогнозируют автобусный коллапс: депутаты просят помощи у президента

 — Согласно закону, мы прекращаем наши договорные обязательства с ТОО Semey Bus. Сейчас мы уже нашли одно предприятие — «СемАвтопарк». Это временный подрядчик, и он готов взять на работу всех водителей и кондукторов, но есть, конечно, и другие работники, которые остались без работы. Поэтому мы сегодня пригласили крупные предприятия города, в том числе представителей Центра занятости, которые обеспечат трудоустройство всех до единого работника ТОО Semey Bus. Самая главная наша задача — чтобы город не остался без автобусных маршрутов, а работники предприятия без работы, – прокомментировал ситуацию аким города Нурымбет Сактаганов.

Насколько все законно? 

Фонд «БРК-лизинг» дал автопарку время до 18 апреля, после чего автобусы должны были изъять. В назначенный день представители прибыли в город. Однако изъятия не произошло: руководство Semey Bus отказалось передавать автобусы добровольно. Более того, в компании считают действия властей и финансовой организации незаконными.  

— Под предлогом дефолта АО «БРК-лизинг», ряд лиц пытаются принудительно изъять у ТОО Semey Bus принадлежащие на условиях лизинга пассажирские автобусы. АО «БРК-лизинг» не имеет законного права истребовать автобусы, т. к. для этого необходимы судебное решение или судебный приказ согласно статье 24 закона «О финансовом лизинге». Всем процессом изъятия наших автобусов руководят должностные лица акимата, вводя в заблуждение общественность якобы о прекращении деятельности ТОО Semey Bus, увольнении работников и прочее, — сообщает директор предприятия Болат Килишбеков. 

Глава Semey Bus обратился за помощью к прокурору города и руководству Управления по противодействию коррупции по Семейскому региону с официальным письмом с просьбой призвать к уголовной ответственности всех лиц, причастных к процедуре принудительного изъятия имущества автопарка. Руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Сериккали Жуманов отметил, что все официально, и в то же время воздействовать на автопарк акимат не может.   

В Семее прогнозируют автобусный коллапс: депутаты просят помощи у президента

 — Поступило письменное уведомление от Фонда «БРК-лизинг» от 16 апреля текущего года. Там сказано, чтобы лизингополучатель – Semey Bus – возвратил предметы лизинга в связи с неоплатой лизинговых платежей. Я думаю, если бы это не было законодательно, данная компания такие письма не писала бы. Сведений об аресте счетов Semey Bus на данный момент нет. По Semey Bus у нас есть уведомление о приостановлении деятельности по перевозкам пассажиров. Но дело в том, что данное предприятие сейчас работает. Каких-то мер административного, законодательного характера мы принять не можем, — сказал Сериккали Жуманов. 

  Провал реформы 

Все началось 4 года назад. Тогда аким ВКО Даниал Ахметов подверг критике работу общественного транспорта в Семее, отметив монополизм в этой сфере. Было принято решение создать муниципальный парк. Так был создан автопарк Semey Bus, 49% которого принадлежат государству, 51% — инвестору. Главным условием акимата для перевозчика явилось внедрение электронного билетирования и приобретение 170 новых автобусов.

В декабре 2018 года было подписано трехстороннее соглашение между акиматом ВКО, ТОО Semey Bus и АО «БРК-лизинг», где предусматривалось субсидирование социально-значимых маршрутов перевозчика. Таковыми были признаны все 23 маршрута, которые он обслуживает. Однако субсидий автопарк так и не получил, с чем и связывает свои долги, общая сумма которых превысила 2 миллиарда тенге. 

31 марта руководство автопарка провело пресс-конференцию, на которой рассказало журналистам о своем положении. А 7-го апреля с заявлением выступил уже заместитель акима ВКО Алмасхан Сматлаев, назвав основной причиной кризисной ситуации автобусного парка Semey Bus неэффективный менеджмент. В ответ на это директор автопарка сделал еще одно заявление, в котором опроверг все обвинения, приведя обоснованные доводы. 

«Вместо того чтобы поддержать нас, акимат области инициировал многочисленные финансовые проверки. Теперь очевидно, что чиновники забыли про свои обещания и обязательства, по непонятным причинам занимаются дезинформированием общественности и не предпринимают ничего, чтобы уберечь предприятие от банкротства, соучредителем которого является акимат.

Понятно теперь, что руководители области хотят переложить свою вину и ответственность за создавшуюся ситуацию на перевозчика. Все доходы и расходы предприятия абсолютно прозрачные. Работники и руководство автопарка делают все возможное для бесперебойного и качественного предоставления услуг перевозки пассажирам», — говорится в официальном заявлении директора предприятия. 

Расторжение договорных обязательств акимата и привлечение другого перевозчика в Semey Bus считают ответом властей на критику в их адрес и провалом всей реформы в сфере пассажирских перевозок. Отметим, что сейчас акимат имеет договоренность с временным перевозчиком – ТОО «СемАвтопарк», который осуществлял перевозки до 2019 года и являлся монополистом в этой сфере. Именно его «старые» автобусы критиковали власти, настаивая на необходимости покупки для города нового общественного транспорта. Директором ТОО «СемАвтопарк» является Григорий Пинчук. 

Надо сказать, что перед тем, как акимат объявил о прекращении сотрудничества с Semey Bus, финансовый директор предприятия Жанар Темиржанова в своем видеобращении предупредила о готовящейся «захватнической акции», которую ТОО «СемАвтопарк» намерено осуществить при поддержке акимата. Каково участие властей в происходящих событиях – остается догадываться.

Однако есть вероятность, что после проведения основных конкурсных процедур в ближайшие несколько месяцев новые автобусы будут переданы новому перевозчику. Об этом глава «СемАвтопарка» Григорий Пинчук заявил на встрече с водителями Semey Bus. Работникам он пообещал трудоустройство и хорошую заработную плату. Ярмарку вакансий для них прямо у ворот Semey Bus организовали и представители отделов акимата и предприятий.

— 90% водителей из Semey Bus теперь будут работать в ТОО «Семавтопарк», остальных обещают трудоустроить при помощи Центра занятости, — сообщили представители акимата. 

— 16 апреля акимат Семея обратился к нам с просьбой оказать помощь в бесперебойном сообщении на маршрутах по городу. На данный момент эту просьбу мы стараемся удовлетворять. Сейчас во всех наших автобусах оплата за проезд производится за наличный расчет ввиду отсутствия валидаторов. Их намерены установить после проведения конкурсных процедур. Оплата для взрослых – 80 тенге, для детей — 40, — сказал замдиректора ТОО «СемАвтопарк» Сергей Должиков. 

 Что известно о главе ТОО «СемАвтопарк» Григории Пинчуке. 

Неожиданные повороты в сфере пассажироперевозок не остаются без внимания общественников. Вот что написал один из них – Руслан Кибке на своей странице в соцсетях, прокомментировав возвращение в сферу пассажирских перевозок старого «игрока»: 

«Бизнес и ничего личного, или зачетный «кидок» от акимата! Главное умение ждать! Что и доказал Григорий Пинчук, феерично вернув на рынок свой автопарк. С самого начала было понятно, что проект провальный, но кто-то видимо хотел самоутвердиться. Кто это был, пока остается загадкой». 

Григорий Пинчук – известная личность в ВКО. В 2000 году занимал должность заместителя акима города Семей, затем работал акимом Бородулихинского района ВКО, государственным инспектором Администрации Президента РК, заместителем акима ВКО. В городе Семей ему принадлежит ряд крупных объектов, среди которых – городской центральный автовокзал и предприятие «СемАвтопарк». Григорий Пинчук имеет семью – жену и трех дочерей, аккаунты в Инстаграм которых находятся в открытом доступе и демонстрируют очень интересную жизнь.   

Сейчас по факту в Семее работают два автопарка. Кто из них в итоге останется на рынке — Semey Bus или «СемАвтопарк», или оба сразу – покажет время. Главное, чтобы качество пассажироперевозок в городе, наконец, если не улучшилось, то хотя бы стабилизировалось, говорят жители. 

Недавно руководство автобусного парка ТОО Semey Bus отвергло обвинения чиновников, заявив, что они не соответствуют действительности.

Зауре Баженова, Семей

Поделиться: