ШОС с них взять: зачем Казахстану Шанхайская организация сотрудничества?
Коллаж Orda.kz
Недавний визит Касым-Жомарта Токаева в Китай на саммит Шанхайской организации сотрудничества увенчался подписанием целого ряда важных соглашений между Астаной и Пекином. Но ШОС и Китай — не одно и то же. Выгодно ли Казахстану сотрудничать с организацией, вызывающей сдержанное неодобрение Запада? Что ШОС может предложить Астане — политически и экономически?
Ответы казахстанских и американских экспертов — в материале Orda.kz.
Может быть, когда-нибудь
Касым-Жомарт Токаев ещё в 2023 году деликатно замечал, что более чем за 20 лет ни одного крупного экономического проекта под эгидой ШОС так и не реализовали. Так насколько важны инициативы, с которыми выступают страны альянса? Такие планы, как создание единого банка ШОС или общей платёжной системы — действительно перспективные проекты или просто декларации?
Политолог Руслан Изимов, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения РК, указывает, что решения и итоги саммитов ШОС не всегда превращаются в конкретные экономические перспективы. Организация давно превратилась в диалоговую площадку, где могут звучать амбициозные идеи, но их зачастую не реализуют.
«Что касается Банка развития ШОС, эта тема действительно подробно обсуждалась накануне саммита в Тяньцзине. Китай много лет активно продвигает идею его создания. Но до сих пор нет консенсуса среди стран-членов. Насколько мы можем судить, вопросы дублирования существующих институтов, механизмов финансирования остаются открытыми. Как следствие, мы не видим соглашения или решения о создании Банка ШОС в перечне подписанных документов. Тем не менее это не означает, что у Казахстана нет реальных перспектив, связанных с участием в ШОС». Руслан Изимов
Политолог напоминает, что в ходе саммита, на Казахстанско-китайском деловом совете, подписали около 70 соглашений на сумму более 15 млрд долларов. Это и есть реальный экономический «улов» Казахстана.
Казахстанский дипломат Казбек Бейсебаев считает, что более «долгоиграющие» экономические инициативы ШОС также важны для Казахстана. По крайней мере, внедрять их планируют при активном участии Астаны.
«Все решения в ШОС принимаются с участием Казахстана. Наша страна входит в число основателей организации — она не просто член ШОС, а один из важных игроков. Помимо банка ШОС, участники саммита намерены создать свою систему платежей. Это значит, что члены ШОС хотят меньше зависеть от Запада и доллара». Казбек Бейсебаев
Среди других направлений, по которым Казахстан и ШОС могут эффективно сотрудничать, — транспорт и логистика. Это и развитие Срединного коридора, и создание новых маршрутов на Каспии. Здесь интересы Астаны совпадают с инициативами Китая, Узбекистана и Кыргызстана.
Так что планы по созданию единого банка или общей платёжной инфраструктуры — это хорошие идеи из категории «может быть, когда-нибудь». А реальные экономические договорённости, прежде всего с Китаем, — и есть то, ради чего Токаев посещал саммит.
Зачем столько лиц?
Эксперты отмечают, что Касым-Жомарт Токаев оказался далеко не единственным представителем Казахстана на саммите ШОС в Тяньцзине. И это свидетельствует, что позиции страны внутри организации крепнут.
«Кроме генерального секретаря ОДКБ Тасмагамбетова, были представлены председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Сагинтаев, генеральный секретарь СВМДА Сарыбай и сам генеральный секретарь ШОС Ермекбаев. Можно сказать, что так получилось, но вместе с тем это тоже говорит о роли и месте Казахстана в ШОС. С учётом веса стран ШОС, у всех стран-членов есть большие перспективы сотрудничества по всем направлениям», — говорит Казбек Бейсебаев.
Руслан Изимов также считает, что присутствие такой представительной делегации Казахстана в Тяньцзине не могло быть случайным.
«Саммит в Тяньцзине был призван подчеркнуть растущую роль ШОС как голоса новых центров силы в мировой политике. Это объясняет его масштабность и высокий уровень представительства. Однако, в отличие от военных альянсов (таких как НАТО), ШОС не стремится к конфронтационной модели и не формирует закрытый антизападный блок. Напротив, форматы ШОС и «ШОС+», где участвовали лидеры не входящих в организацию государств и международных структур, включая генсека ООН, показал, что ШОС позиционирует себя как открытая платформа для диалога. В этом контексте приглашение генерального секретаря ОДКБ выглядело вполне логичным. Казахстан, как активный участник обеих организаций, может синхронизировать повестку региональной безопасности, усиливая свой авторитет посредника».Руслан Изимов
Голос Центральной Азии
Доктор Роберт Катлер, американский специалист по политическому консалтингу, в своей статье для The Times of Central Asia отмечает, что влияние Астаны внутри ШОС сильно выросло за последние два года. Казахстан выступает как главный представитель всей Центральной Азии — обладатель крупнейшей экономики региона, богатейших мировых запасов урана и солидных залежей редкоземельных элементов. Главным партнёром, с которым Казахстан развивает связи в рамках ШОС, при этом выглядит Китай.
«В Тяньцзине Токаев провёл длительные переговоры с Си Цзиньпином. Оба лидера подчеркнули, что Китай и Казахстан — “надёжные и заслуживающие доверия стратегические партнёры”. Си назвал их двусторонние отношения краеугольным камнем единства ШОС, а Токаев связал новую энергетическую повестку организации с национальной стратегией Казахстана по декарбонизации», — указывает Роберт Катлер.
Перспективы взаимодействия с Китаем особенно очевидны в логистической отрасли. На саммите обсуждали такие проекты, как, например, развитие грузового порта Актау в партнёрстве с властями китайского города Ляньюньган («Евразийская цепочка поставок»). Привлечение китайских инвестиций для реализации подобных инициатив позволит Казахстану придать импульс собственной экономике.
Политолог Руслан Изимов подчёркивает, что Китай и Россия — два ключевых члена ШОС — при этом остаются главными торговыми партнёрами Казахстана. В прошлом году товарооборот РК с Китаем превысил 44 млрд долларов, а с Россией — около 28 млрд долларов. В сумме это почти половина внешнеторгового оборота страны.
«Если добавить сюда остальных участников организации, становится ясно, что Казахстан тесно встроен в экономический контур ШОС как за счёт товарооборота, так и через критически важные логистические маршруты. В то же время, в отличие от ЕАЭС или, например, ЕС, ШОС не является жёстким экономическим союзом с общим рынком и обязательными правилами. Это означает, что экономическое сближение внутри организации не ограничивает внешнеполитическую и инвестиционную гибкость Астаны. Казахстан по-прежнему активно работает с западными инвесторами, с теми же США и ЕС, а через МФЦА привлекает проекты из различных международных источников. В итоге участие в экономической архитектуре ШОС усиливает региональную торговлю и транзит, но не подрывает многовекторный курс и даёт Казахстану пространство для маневра между Востоком и Западом».Руслан Изимов
Всем мириться
Не секрет, что между странами ШОС хватает внутренних противоречий и разногласий — взять хотя бы Индию, у которой исторически сложные отношения и с Китаем, и с Пакистаном. Но Казахстану, как ни странно, такая разноплановость и внутренняя конфликтность альянса — только на руку. Астана наращивает дипломатический вес, выступая медиатором на уровне ШОС.
По словам Роберта Катлера, Казахстан активно помогает новым участникам альянса интегрироваться в объединение, которое с каждым годом делается всё более разнородным за счёт вступления стран Южной Азии и Ближнего Востока.
«Посредничество Астаны сыграло решающую роль в обеспечении продуктивных результатов этого расширения. От новых членов ШОС требовали не просто соблюдения Тяньцзиньской декларации, но и существенного вклада в её реализацию. Этот стимулирующий стиль делает Казахстан проводником реформ в сфере госуправления — необычная роль для средней державы, окружённой более крупными странами».Роберт Катлер
В итоге Казахстан сумел продвинуть интересы Центральной Азии в итоговые декларации саммита и доказать, что в развитии и установке приоритетов альянса могут участвовать не только такие геополитические тяжеловесы, как Китай, Россия или Индия. Астана продвигает устойчивое развитие, экологическую безопасность и привлечение инвестиций — а прочные связи с Пекином гарантируют, что её инициативы не спишут со счетов. В итоге Казахстан выступает своего рода «коллективным голосом» Центральной Азии, продвигает общие интересы и снижает риск, что ШОС превратится в площадку для обмена сигналами между крупными державами.
«Казахстан всё чаще сам задаёт повестку. Он использует такие институты, как ШОС, чтобы встраивать приоритеты Центральной Азии в более широкую евразийскую архитектуру. Эта роль усиливает значимость региона в мире, где баланс власти смещается».Роберт Катлер
Великий восточный альянс или «клуб обиженных»?
Резкая антизападная риторика, которой придерживаются некоторые страны альянса, оказала ШОС дурную службу. Может сложиться впечатление, что организация — своего рода «клуб обиженных», которым не удалось в полной мере встроиться в глобальную политико-экономическую систему и которые из-за этого играют в противоборство с «Большой Семёркой». Но эксперты считают, что такая точка зрения ошибочна.
«ШОС как раз становится объединением государств, которые строят свою глобальную политическую и экономическую систему. Да, между отдельными членами ШОС есть серьёзные противоречия, но это не мешает им совместно работать над решением глобальных проблем. Более того, ШОС в какой-то степени становится альтернативной площадкой G7, которая объединяет страны Запада», — говорит Казбек Бейсебаев.
Руслан Изимов отмечает, что ШОС с самого основания не противопоставляла себя другим международным объединениям. «Шанхайская пятёрка», из которой выросла организация, возникла в конце 1990-х для урегулирования приграничных вопросов, и у её наследницы в виде ШОС приоритеты схожие — региональная безопасность и общее противостояние новым экономическим вызовам.
«Сегодня ШОС — это уже «Большая Евразийская десятка», где за одним столом встречаются глобальные и региональные игроки. Имея столь внушительный политический и экономический вес, страны ШОС последовательно продвигают идею реформирования системы глобального управления, которая сложилась ещё в XX веке. Старую архитектуру, включая механизм Совета безопасности ООН, справедливо критикуют за неэффективность и отсутствие адаптации к современным реалиям. К слову, президент Токаев также подчёркивал необходимость таких реформ. Поэтому стремление государств ШОС стать частью формирующейся новой системы международного порядка выглядит вполне закономерным».Руслан Изимов
Политолог отмечает: в перспективе именно та архитектура, которую выстраивает ШОС, может стать одной из ключевых в мире, и другие государства будут стремиться к ней примкнуть. Для Казахстана участие в ШОС — вопрос прагматики: оно позволяет эффективно реализовывать многовекторный курс Астаны и обеспечивать условия для регулярного политического диалога с мировыми лидерами. Так что для репутации Казахстана членство в ШОС — несомненный плюс.
«Участие Казахстана в ШОС не только оправдано, но и необходимо для поддержания стабильности, продвижения национальных интересов и участия в формировании будущей архитектуры глобального управления», — заключает Руслан Изимов.
Подробнее прочесть о том, кто какие роли играл на саммите ШОС в Китае, — от «врага США» до «самого дорогого гостя» — можно в нашей публикации.
Читайте также:
Лента новостей
- Оранжевый вечер: объекты Астаны и Алматы подсветили в поддержку кампании «16 дней против насилия»
- Как казахстанцам не остаться без мобильного интернета в первые сутки пребывания в России
- Наводнения в Таиланде и Индонезии: Токаев выразил соболезнования
- Атака на КТК: Казахстан заявил о перенаправлении нефти на альтернативные маршруты
- Кто куда: Ермак — в отставку и на фронт, Умеров во главу украинской делегации и в США
- Скончалась народная артистка Казахстана Рихангуль Махпирова
- Скандально известная платформа ArtSport прекращает работу
- Мультфильм «Зверополис 2»: возвращение любимых героев
- Казахстанская звезда тенниса Зарина Дияс вышла в основной турнир Australian Open-2026
- Вооружённые силы Казахстана приведут в боевую готовность — Минобороны сделало заявление
- КТК атаковали морские беспилотники: один из важных объектов вышел из строя
- Токаев не успевает дома. Путин предъявляет за «Хоргос». Казахи читают, как афганцы и сомалийцы
- Каким учителям будут присваивать квалификационную категорию: Минпросвет ответил
- Фейки и слежка за Бокаевым, падение Топлеса и сравнение цен в РК и Германии: соцсети в шоке
- Аэропорт Астаны работает в штатном режиме: обновление Airbus завершено
- «Невесты-инвесторы»: в Алматы вынесли приговор брачному аферисту
- Огненный ад в Гонконге: траур, аресты и сотни пропавших
- КТЖ зарабатывает на иностранных поездах, не выпуская казахстанские зерно и муку?
- Как стать гидом в Казахстане?
- Наводнения в Юго-Восточной Азии: более 320 погибших



