Школы для мажориков или особенных детей? Должно ли государство поддерживать частное образование
Фото Pixabay.com
Представители частного школьного образования выступили с заявлением: они считают, что государственная поддержка негосударственных школ нужна, так как последние способны предложить детям с особыми потребностями такие условия для развития, которые никогда не смогут создать обычные школы. Об этом они рассказали на пресс-конференции в Алматы, отреагировав на недавнее заявление главы правительства касательно махинаций частных школ с государственными субсидиями.
Как отметила руководительница Центра социальных инклюзивных программ Салтанат Мурзалинова-Яковлева, некоторым людям частные школы могут казаться лишь заведениями, где учатся избалованные дети богатых родителей за очень большие деньги. Но это не всегда правильно. В частных школах учатся не только мажорики, но и дети с особыми потребностями и определёнными психическими расстройствами, которые не смогут учатся в обычных школах.
«Представьте себе, что есть частные школы с нулевой родительской оплатой. Есть инклюзивные частные школы. В последнее время количество детей с расстройствами аутистического спектра, с синдромом дефицита внимания постоянно растёт. В государственных школах также уделяют внимание развитию инклюзии. При этом государство строит всегда крупные школы, где учатся от тысячи человек. Но есть дети с психическими расстройствами, которым очень дискомфортно в таких многолюдных учреждениях и классах по 40 человек. Им гораздо лучше подойдут небольшие, малокомплектные школы с особым микроклиматом, которые держат и строят частники», сказала Салтанат Мурзалинова-Яковлева.
И поэтому когда частные школы критикуют за то, что они получают субсидии или другие моменты, то под раздачу попадают не только заведения для мажориков, но и уникальные специализированные учреждения, выросшие из частных инициатив.
«Есть ещё такой момент: в обычной госшколе после девятого класса детей с особыми потребностями часто просят школу покинуть. Потому что в 10-х и особенно в 11-х классах учеников уже готовят к сдаче ЕНТ, и особенные дети выпадают из этого процесса. А вот частные школы, не зарегулированные, с авторским методиками, могут позволить себе за добровольную родительскую оплату организовать тьюторов, мастерские, дополнительные занятия. И создать подходящие условия для полноценного формирования будущих членов общества»,добавила руководительница Центра социальных инклюзивных программ.
И если частные заведения лишатся господдержки, нарушатся права особенных детей и их родителей.
Член Общественного совета города Алматы и директор одной из школ Алина Мурзаева пояснила, что государство финансирует не частные школы, а детей — будущих граждан — методом подушевого финансирования.
«Основной источник дохода частных школы — это плата за обучение от родителей. Но она сокращается на величину суммы, получаемой от государства. И если полная стоимость учёбы в частной школе составляет 200 тысяч тенге, но государство выделяет на ученика 55 тысяч, то цена за обучение снижается до 145 тысяч. Если же правительство уберёт подушевое финансирование учеников в частных школах, то там возрастёт цена обучения, и, возможно, немалая часть родителей начнёт переводить своих учеников в государственные школы, которые и без того переполненные и где контроль над отдельным учеником слабее», пояснила Мурзаева.
Директор школы «Дана» в посёлке Отеген-Батыр (Алматинская область) Рената Толегенова заявила, что ГЧП в образовании — это рабочий инструмент, доказавший свою эффективность, который помогает регионам выходить из дефицита ученических мест и снижать трёхсменное обучение. В некоторых районах, где нет дворцов школьников, секций, кружков, частные школы становятся единственной инфраструктурой полного дня и дополнительного развития детей. И поэтому правительству надо очень взвешено подходить к сокращению расходов в образовании и не рубить с плеча.
По состоянию на 2025 год в городе Алматы работает 117 частных школ с общим числом 39 680 обучающихся. Совокупный годовой бюджет частных школ составляет 20,925 млрд тенге.
Читайте также:
- Приписки, «миграция» учеников и миллиарды из казны: финансирование частных школ пересмотрят в Казахстане
- Гранты на сотни миллионов тенге разворовали под видом научных исследований в Акмолинской области
- Школа по документам — тойхана: о нарушениях в финансировании частных школ рассказали в правительстве
- Как жертвы мошенников «штурмовали» департамент полиции Алматы и чего им удалось добиться
Лента новостей
- Суд отправил в колонию бывших топов FlyArystan за крупное хищение
- «Нельзя принять всех»: экономист объяснил, почему США закрыли иммиграционные визы казахстанцам
- Казахстанскую модель задержали на Бали после нападения на россиянку
- Школы для мажориков или особенных детей? Должно ли государство поддерживать частное образование
- Кол-центр иностранных мошенников отключили в Алматы
- Мужчину задержали по подозрению в убийстве гражданской жены под Талгаром — рядом была пятилетняя дочь
- «Алматы Су» заплатит многомиллионный штраф за вонь от стоков в Сорбулаке
- Банки списали долги сотням тысяч казахстанцев — глава АРРФР отчиталась перед Токаевым
- Минимум полгода казахстанцы не смогут лечиться за счёт пенсионных
- Гранты на сотни миллионов тенге разворовали под видом научных исследований в Акмолинской области
- Цифровой имам: ДУМК готовит запуск ИИ-приложения
- Может ли в ЦА дочь президента стать главой государства? Анализ интервью Саиды Мирзиёевой
- Дом с четырьмя детьми сгорел в павлодарском селе
- Американцы дали «Лукойлу» отсрочку по продаже казахстанских активов
- Третьеклассник едва не погиб в открытом колодце при −30°C в Караганде
- Скандал на рынке Шымкента: суд вынес решение по делу студента из Индии
- Финансовая подушка Казахстана выросла на миллиарды долларов
- Кому работодатели в Казахстане предлагают почти 2 млн тенге в месяц
- Как жертвы мошенников «штурмовали» департамент полиции Алматы и чего им удалось добиться
- В Казахстане предложили изменить систему проверки водителей на степень опьянения



