Шашечки или ехать? Почему «тойота альфард» стала синонимом опасности для пассажиров
Что не так с междугородними и международными перевозками в Казахстане и почему у популярной модели «тойоты альфард» появилось прозвище «машина-убийца», разбиралась Orda.kz.
Раннее утро. К подъезду подъезжает минивэн без особых примет. Заспанный водитель поможет закинуть в машину чемоданы и предложит выбрать место. Ближайшие несколько часов вы и ещё шесть пассажиров будете трястись по трассе и искоса поглядывать на водителя, который одной рукой держится за руль, а другой набирает сообщение на телефоне, подрезая фуры, уворачиваясь от идущих на обгон легковушек. Возможно, в пути остановитесь перекусить в придорожном кафе. В такой поездке есть свои плюсы: не нужно ехать на автовокзал — водитель заберёт из дома, в салоне не так много попутчиков, а скорость передвижения выше, чем у рейсового автобуса. Есть один существенный минус: она может стать последней.
Между делом смотрят на дорогу
Несмотря на отсутствие должного контроля за нелегальными перевозчиками, недостатка в клиентах у них нет. Основные претензии к «альфардам» и их водителям — превышение скорости, работа без сна и должного отдыха. При этом пассажирам приходится закрывать глаза на эти нюансы, потому что альтернатив не так много. Особенно если нужно поехать в соседнюю страну.
Костанайская область особенно часто попадает в сводки аварий с «альфардами». Регион приграничный, и местные жители пользуются услугами нелегалов, чтобы добраться до ближайших российских крупных городов — Челябинска и Екатеринбурга.
Только за последние полгода на трассах Костанайской области произошло несколько смертельных аварий с участием «альфард». В июне на автодороге Костанай — Аулиеколь — Сурган минивэн лоб в лоб столкнулся с фурой. В результате ДТП скончались 46-летний водитель «тойоты» и его 11-летний сын. Ещё трое пассажиров минивэна были госпитализированы.
19 августа «тойота альфард» перевернулась на трассе возле российского Еманжелинска. Водитель не справился с управлением и выехал на обочину. Получили травмы пять человек, одна пассажирка, 60-летняя женщина, погибла.
28 августа пассажир заживо сгорел в автомобиле в результате ДТП на трассе Костанай — Аулиеколь — Сурган. По предварительным данным, водитель «тойоты альфард» выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с грузовым автомобилем.
28 сентября неподалёку от Екатеринбурга произошла авария с шестью пострадавшими. За рулём «тойоты альфард» с номерами Костанайской области находился 23-летний водитель. По данным полиции, мужчина не выдержал безопасную дистанцию до впереди идущего грузовика и столкнулся с ним. «Тойота» загорелась.
Каждая из этих аварий на трассах в Костанайской области вызывала волну гнева. Люди писали в комментариях под новостями, что «альфарды» необходимо запретить. Пассажиры наперебой вспоминали истории, как они ездили с водителями, которые «гнали под 200» и «не выпускали из рук телефон».
Под одной из публикаций об аварии в Instagram-аккаунте костанайской газеты сотни сообщений:
«Я ездила с таким водителем в Екатеринбург. Это стресс, шок. Мы дважды чуть не попали в аварию. Я не понимаю, куда они торопятся. Только если на тот свет. Так при чём тут другие люди и другие жизни? Это ужасно! Всю дорогу в телефоне, всю дорогу на связи с другими водителями. Собственники "альфардов" должны принять меры».
«Они не на телефон отвлекаются, они с него не вылазят. Только между делом на дорогу смотрят. Почти все. Езжу всегда с одним и тем же перевозчиком. Только один водитель в телефоне никогда не висит. Один раз сделала замечание, так ещё и огрызаются. У водителей надо перед рейсом отнимать андроиды. Пусть с обычными ездят. А навигатор сейчас в любом мультимедиа в машине стоит, и звонки он, кстати, тоже принимает».
«В прошлом году родственники ехали из аэропорта Екатеринбурга. Водитель почти спал, но на газ жал изо всех сил. Брат предложил сесть за руль, чтобы водитель поспал. Тот отказал. Правда, потом остановился и подремал немного, доехали, слава Богу, но нервов сколько потрачено, пассажиры были в шоке, очень напуганы».
Миллионы штрафов
Несколько дней назад СМИ растащили историю о задержании 31-летнего водителя «тойоты альфард», перевозившего пассажиров из Актобе в Кызылорду. Он 51 раз превысил скорость и накопил штрафов на миллион тенге.
Штрафы действительно выписывают часто. Не всегда именно за превышение скорости. Чаще перевозчиков ловят на отсутствии уведомления о начале работы в качестве такси. Согласно данным департамента полиции Костанайской области, с начала года в регионе полицейские выявили 77 фактов нелегальной перевозки пассажиров, когда водители без уведомления местных исполнительных органов перевозили пассажиров. Материалы передали в суд. Водителям выписали штрафы на 2,5 миллиона тенге. Внушительная цифра. Однако что происходит в реальности?
Как на самом деле?
На водителя, перевозящего пассажиров на минивэне — чаще всего это «альфард» или «караван», — составляют протокол об административном правонарушении (часть 2 статьи 571 КоАП) за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. На него накладывают штраф в размере 10 МРП (36 920 тенге). Таким образом ИП наказывают за непрохождение водителем предрейсового медосмотра, а также за отсутствие шашечек на кузове автомобиля. Таковы требования к официальному такси.
Однако предприниматель подаёт апелляцию, и штраф отменяют. Почему суд принимает такое решение? Всё просто: по закону этот водитель не считается таксистом.
В Казахстане для осуществления деятельности в качестве перевозчика такси необходимо уведомить акимат о начале деятельности. По сути, перевозчик вправе сам решать — перевозить ли людей как такси либо в каком-то другом качестве. Если такое уведомление в местный исполнительный орган не подаётся, то признать предпринимателя перевозчиком такси нельзя. Значит, и оштрафовать его за отсутствие шашечек и медосмотра тоже невозможно.
При этом предприниматели всё-таки свою деятельность оформляют. В качестве ОКЭД используется, например, 49.39.0 — «Деятельность прочего пассажирского сухопутного транспорта, не включённого в другие группировки». Сюда входит работа «прочего пассажирского автомобильного транспорта, чартерные перевозки и перевозки с прочими целями». Применительно к автомобильному транспорту чартерные перевозки — это те, что не зависят от принятого ранее расписания и организуются по запросу.
Не подпадают нелегалы и ещё под одно правило, чтобы считаться таксистами. Они перевозят пассажиров по запросу — из пункта А (чаще всего это домашний адрес) в пункт Б (чаще всего — аэропорт, ж/д вокзал, домашний адрес). При этом конечный пункт определяется перевозчиком, а не пассажиром. Получается, пассажиры пользуются услугами перевозчика только тогда, когда их личный маршрут следования совпадает с предлагаемым им маршрутом. А значит, и в этом случае автомобиль, перевозящий пассажиров, признать такси нельзя.
А раз это «не такси», то может не быть ни шашечек, ни предрейсового медицинского освидетельствования, ни журнала соблюдения режима труда и отдыха.
Нелегалы vs официальные перевозчики
Глава Ассоциации перевозчиков пассажирским транспортом Костанайской области Леонид Кушнеров говорит, что именно из-за тонкостей в законе и неверно составленных протоколов большинство из них в итоге оспариваются в суде. Значит, ответственности такие предприниматели не несут и продолжают оставаться в тени рынка перевозок.
Кушнеров уточняет, что раньше для официалов перевозки между Казахстаном и Россией были прибыльным делом. Сейчас билеты не распродаются, а количество рейсов сократилось в три раза. При этом у нелегалов работа по-прежнему есть — у них по 30 рейсов в день (не у каждого, конечно, у всех вместе).
В мае костанайская «Наша газета» приводила заявление главы Союза автотранспортников Казахстана. Он говорил, что планирует поднять проблему нелегальных перевозок на республиканском уровне.
«По Костанайской области особенно тяжело сложилась ситуация у бизнеса. Дорожная карта по решению этого вопроса принята в прошлом году в октябре, МВД и Минтранс подписали её. Но пока реализацией этой дорожной карты мы не занялись, и похвастать нечем. Где-то местечково на востоке страны идёт работа, но очень вяло», говорил руководитель союза Сабит Аманбаев.
Кушнеров рассказывает, что они не раз просили полицейских провести рейды. Это позволило бы хотя бы оценить масштабы серого рынка перевозок.
«Наше предложение простое — останавливать машины на трассе в Карабалыкском районе. Фиксировать номер и сколько пассажиров везёт водитель. Это позволило бы составить список потенциальных нелегалов. Мы не раз поднимали этот вопрос — ведь столько ДТП, столько погибших. Они гоняют на "альфардах", переделанных в гаражах на коленках. Кто принял эти автомобили, кто сертифицировал? Просто хотя бы фиксировать и видеть их реальное количество, мы обратились в полицию — ноль результатов», говорит Кушнеров.
Последний такой совместный рейд был около пяти лет назад, ещё до пандемии, тогда за две недели выявили около 250 машин, курсировавших между Костанайской областью и Уралом.
«Пока не будет наведён порядок и нелегалы не будут выведены из тени, пассажир не может быть уверен в своей безопасности: трезв ли водитель, соблюдает ли скоростной режим и режим отдыха. Проходит ли предрейсовый осмотр и заезжает ли на отдых на базу каждые восемь часов? Нелегалы уезжают за 700 км, потом разворачиваются и тут же едут обратно. Какая у них ответственность? Кто их контролирует? Кроме того, жизнь и здоровье пассажира при таких поездках не застрахованы, что в случае аварии это повлечёт множество проблем. Мы же, официальные перевозчики, оказываемся в неравных условиях с нелегалами. Как нам обновлять автобусный парк, а главное — зачем?»говорит Кушнеров.
Ещё одна проблема, которую не могут решить, — это оперативное согласование регулярных международных маршрутов между РФ и Костанайской областью, чтобы у пассажиров были альтернативы.
«Восемь-девять маршрутов уже лежат на согласовании в РФ. Сейчас только у четырёх фирм есть согласования. После согласования всех документов на уровне казахстанских министерств от нас начинают требовать дополнительные, которые обязательны для российских водителей. Из-за этой бумажной волокиты у нас очень много маршрутов стоит, пассажиропоток уходит на нелегалов, предприятие теряет водителей, дряхлеют автобусы», говорит предприниматель.
Всем не угодишь
Компания Сергея Кондратьева занимается нерегулярными международными перевозками, его минивэны ездят по маршруту Костанай — Челябинск — Екатеринбург. Пока в его автопарке — три машины, две из которых — «тойоты альфард». Предприниматель считает претензии к этим автомобилям необоснованными.
«Любой автомобиль — это средство повышенной опасности, и это не зависит от марки автомобиля. «Тойота альфард» очень надёжная машина. Но ею управляет человек — водитель, и от его манеры вождения многое зависит. Эта марка машин появилась на нашем рынке давно, но массово для пассажирских перевозок по маршруту Рудный — Костанай — Челябинск — Екатеринбург, мне кажется, их стали использовать с 2019 года. Это очень хорошая машина — комфортная, манёвренная. Я сам на такой машине путешествую вместе с семьёй», говорит Сергей.
Возмущают его и доводы о том, что переделанные с праворульных на леворульные машины неуверенно держатся на трассе: «Сейчас можно всё при желании переделать — хоть посередине руль поставить. Многие пишут, что это плохо. Я сам езжу на таком «альфарде». У меня в машине ни одной сварки нет. Переделывается так, что ни один человек не догадается, потому что качественно. Поэтому ничего в этом страшного нет. Переделанных машин и других марок ездит очень много. Почему о них не говорят? Потому что они не таксуют. Мы в поле зрения».
По его словам, машины, осуществляющие пассажирские перевозки, прошли обязательную сертификацию, получили все необходимые разрешительные документы — в противном случае эксплуатация автомобиля была бы невозможна. Кондратьев подчёркивает, что ответственность за безопасность пассажиров не на марке машины, а на конкретном водителе. Предприниматель, занимающийся перевозками, должен быть заинтересован в том, чтобы его водители вовремя отдыхали, не превышали скорость и следили за автомобилем.
«Людям кажется, что мы пассажиров загрузили до потолка и едем со скоростью 150–160 километров в час. Это не всегда так. У меня, например, в машинах стоят GPS-трекеры. Утром они едут в рейс, вечером приезжают в Екатеринбург и до утра отдыхают. У водителя запланирован отдых с 18 часов вечера до 6 утра. Утром выезжает обратно. На следующий день — маршрут в Челябинск. За рулём, и это прописано в должностных инструкциях, у водителя стоит запрет на использование телефонов, в экстренных случаях (дорога есть дорога) у водителя есть наушники. В машине стоит видеорегистратор, который снимает дорогу и салон автомобиля. Я могу наблюдать за тем, отвлекался ли водитель на телефон в дороге. Если водитель нарушает, превышает, то будет выплачивать штраф. Хочу выразить благодарность тем пассажирам, которые пользуются нашими услугами, но, как и везде, всем никогда не угодишь. Иногда сами пассажиры возмущаются, когда едешь, соблюдая скоростной режим. Говорят: медленно, долго ехали», — поясняет предприниматель.
Для решения многих вопросов в конце августа он с коллегами-перевозчиками организовал свою ассоциацию перевозчиков. Сергей уточняет: «Мы готовы взаимодействовать с государством, и пора уже снимать с нерегулярных чартерных пассажирских перевозок ярлык "незаконные перевозчики"». Кондратьева возмущает такая формулировка:
«Почему считают, что мы незаконные перевозчики? У нас есть все оформленные документы: и на машины, и на водителей, и страховки. Мы оформлены как индивидуальные предприниматели и платим все налоги».
Сергей считает, что такой вид перевозок удобен пассажирам, а предприниматели со своей стороны готовы улучшать качество услуг и расширять клиентскую базу.
При этом ещё один перевозчик, автомобиль которого связывают с громкой смертельной аварией в Костанайской области, общаться с журналистом не захотел. Видимо, не пожелал прямо ответить на вопросы.
Железная дорога как альтернатива
Местные жители говорят о необходимости возвращения железнодорожного сообщения между Костанайской областью и РФ. В Министерстве транспорта Казахстана необходимости в этом не видят. График движения поездов пересмотрели из-за снижения спроса в 2021 году, в период пандемии. Тогда отменили сразу несколько маршрутов: Житикара — Челябинск, Житикара — Екатеринбург, Костанай —Челябинск, Костанай — Екатеринбург.
«Сегодня возобновление движения эих поездов нецелесообразно из-за отсутствия потребности. Для обеспечения перевозки пассажиров курсируют пригородные поезда: № 6814/6813 Костанай — Каерак три раза в неделю; № 6923/6924 Костанай — Житикара три раза в неделю; № 6917/6918 Костанай — Житикара два раза в месяц. В порядке информации сообщаем, что с 17 декабря 2024 года продлевается маршрут скорого поезда № 83/84 Караганды — Самара до станции Москва», ответили на официальный запрос в министерстве.
По данным ведомства, даже на пригородных поездах пассажиропоток снизился в разы. В 2019 году поезда маршрутом Костанай — Житикара перевезли больше 34 тысяч человек, с начала 2024 года — около восьми тысяч.
В итоге круг замыкается. В центре него оказываются пассажиры, желающие добраться до нужного места. Поездов нет, автобусов тоже, зато в интернете десятки объявлений о перевозке на минивэнах. Выбор подходящего предложения здесь — как игра в русскую рулетку. Ну что ж, выбираем: пусть попадётся тот, кто спал накануне, соблюдает правила, не обгоняет на опасных участках и довезёт живым. Поехали!
Читайте также:
Лента новостей
- Футбол без границ: болельщики со всего мира собрались на матче «Астана» — «Челси»
- 16 миллионов тенге штрафа выплатит «КазАвтоЖол» за плохие дороги
- Управляющего центральным стадионом Алматы отстранили от должности
- Матч «Челси» — «Астана»: как согреваются фанаты в южной столице и что не так с подготовкой
- Футбол на льду: до главного матча «Челси» — «Астана» меньше часа
- «Натравила армию подписчиков»: на жену Кайрата Нуртаса подали заявление в полицию по обвинению в клевете
- Дональд Трамп снова стал человеком года по версии журнала Time
- «Отражение всего Казахстана»: политолог Досым Сатпаев высказался о трагедии в Талгаре
- Построит ли Казахстан АЭС при участии «Росатома»?
- Казахстан упал на восемь позиций в рейтинге свободы прессы
- «Французский дом» сносят в Алматы
- Информация о здоровье Назарбаева станет госсекретом
- Свободное падение: тенге быстро слабеет второй день подряд
- Детям в Казахстане будут начислять стартовый образовательный капитал
- Газгольдер горит в Павлодаре: из близлежащей школы эвакуировали сотни детей
- Депутат партии «Ак жол» подала в суд на администратора костанайского паблика за пост в Instagram
- В Малибу бушует лесной пожар: тысячи людей эвакуированы
- 10 лет за взятку в особо крупном размере получил налоговик из ЗКО
- Дискриминация 725 тысяч казахстанцев — юрист из ВКО судится с правительством из-за перевода времени
- Десятки сёл исчезнут на севере Казахстана