Сауны, проститутки и дорогие ремонты: на что военные тратили 500 млн с продажи похищенных ГСМ

cover Фото: Orda.kz

В Военном суде Акмолинского гарнизона началось главное судебное разбирательство по делу о хищениях ГСМ в воинских частях Нацгвардии. Адвокаты подсудимых рассказали нелицеприятные факты из жизни командования, передает Orda.kz

А если война?

Громким коррупционным скандалом обернулось дело о хищении ГСМ в Национальной гвардии. Три года в трёх воинских частях, расположенных в Ильинке, воровали горюче-смазочные материалы, предназначенные для военной техники. Преступление обнаружилось случайно во время январских событий, когда самолеты не смогли поднять в небо из-за отсутствия топлива.

"После январских событий, когда техника стояла около Акорды и не было топлива, командование Гвардии просило его в долг у поставщика предыдущего года. Тот дал топливо на 64 млн и технику заправили. Тогда было вскрыто крупное хищение в воинских частях», - рассказывает адвокат Самат Сырлыбаев. 

После ЧП в воинские части направили аудиторов из департамента МВД РК. Разбираться в ситуации им помогали специалисты Национальной гвардии. Однако выявить хищение удалось не сразу. 

«Аудиторские проверки были и раньше, но выборочного характера. Для сплошного аудита должна работать большая группа специалистов. Лишь со второй попытки они выявили хищения, потому что в воинской части сидел работник финансовой службы, который все покрывал. Он давал неверные сведения по бухгалтерии для проверяющих аудиторов», - объяснил Сырлыбаев.

Расследование затянулось на четыре месяца. Выяснилась схема кражи ГСМ. 

«Есть в воинской части отопительный центр, где хранится обычное топливо. С ним и смешивали авиационное, основную часть которого высвобождали и продавали», - говорит адвокат. 

Выяснилось, что с 2017 по 2019 годы в воинских частях похитили ГСМ на сумму 488 млн тенге.

«В 2017 году топливо крадут, а в 2018 году - закрывают долги. Так они дотянули до 2020 года, пока факты хищения не вышли наружу». 

Концы в воду

Изначально по делу проходило 140 человек, в том числе представители из главного командования Национальной гвардии, а также контролирующие специальные и правоохранительные органы. Однако перед судом предстали всего пять фигурантов (по ст.189 ч.4 п.2 УК) из числа сержантского и ефрейторского состава.

«В мае они решили все концы обрубить и сделать крайним Нуржана Джаксыбаева - начальника управления тыла, потому что он начал вскрывать хищения. Однако Нуржан пришел на эту должность до фактов хищения в июле 2020 года. Кроме того, по иерархии подчиненности он восьмой. Они убрали всех людей из военной контрразведки, генеральной прокуратуры, военно-следственного управления, которые знали и покрывали это хищение. Там были командиры воинских частей, замкомандиров по тылу, начальник службы, командиры батальонов, рот. Вся воинская часть знала, что все воруется и списывается. Также из дела убрали скупщиков дешевого авиационного топлива, которые больше всех заработали, а повесили все на невиновного человека», - говорит адвокат Сырлыбаев.

Куда ушли миллионы?

По словам адвоката, концы решили обрубить, чтобы не выносить сор из избы по приказу сверху, поскольку в ходе расследования были выявлены нелицеприятные факты из жизни военнослужащих. 

«Когда стали допрашивать вскрылась нелицеприятная ситуация – похищенным топливом отапливали дом заместителя главнокомандующего Национальной гвардии генерала Омаркулова. Командиры воинских частей делали ремонты в своих кабинетах. Также есть прямые показания в деле о том, что на деньги, полученные после продажи похищенного топлива,  заказывали сауну и вызывали проституток», - рассказал адвокат.

В ходе судебного заседания выяснилось, что на одного из подсудимых оказывали давление во время следствия. 


«Следственные органы оказывали на меня давление. Они сказали, что если я не скажу так как им нужно, то меня посадят. По первому эпизоду изначально говорили, что заезжали 14 автомашин с топливом, а потом изменили на 39. Во время следствия я сказал, что к делу о хищении имеют отношение начальники службы, однако они сейчас отсутствуют», - сообщил подсудимый Еспембетов.

Из пяти подсудимых двое полностью отрицают вину – начальник управления тыла Нуржан Джаксыбаев и заместитель командира части по тылу Актанов. Остальные, в их числе заведующие складом, признаются в совершении преступлений частично. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости