С нового года электричество подорожает: почему это неизбежно

7 декабря на портале открытых нормативных правовых актов появился документ, который по сути позволит производителям электричества поднять цены с 1 января 2024 года. Orda.kz поговорила с экспертом отрасли, чтобы понять, насколько этот документ актуален.
Изменения в приказ министра энергетики Республики Казахстан от 14 декабря 2018 года № 514 «Об утверждении предельных тарифов на электрическую энергию» был опубликован на портале «Открытые НПА» 7 декабря, после чего документ исчез по указанным ссылкам. Отыскать его корреспонденту Orda.kz удалось сегодня не без помощи пресс-службы Минэнерго.
В документе предусматривается увеличение предельно допустимых тарифов для производителей электроэнергии (ТЭЦ, ГЭС, ТЭС) с 1 января 2024 года — в среднем на два тенге за киловатт в час. По словам председателя ОЮЛ «Казахстанская ассоциация энергоснабжающих организаций» Сергея Агафонова, увеличение предельных тарифов — процесс неизбежный. Он уверен, что тарифы на электроэнергию в Казахстане еще не достигли справедливого уровня, когда можно отказаться от политики «затыкания дыр» в отрасли и перейти к нормальной работе.
«В стране сложилась ситуация, когда оборудование на электростанциях изношено на 54 %. Мы должны сокращать этот износ, а также получить средства для удерживания в отрасли квалифицированных специалистов. Пока дефицит профессиональных кадров на электростанциях составляет около 30 %. Существующие зарплаты не позволяют удерживать в отрасли квалифицированных специалистов. Они уходят из-за низких зарплат», — сказал Orda.kz Агафонов.

Другое дело, каким образом устанавливаются предельные тарифы для производителей энергии. Например, в случае с субъектами естественных монополий (СЕМ), к которым в том числе относятся региональные электросетевые компании (РЭК), существует общественный контроль за обоснованностью тарифов: проходят публичные слушания.
«Вот вчера проходили публичные слушания по вопросу увеличения тарифа на услуги по передаче электроэнергии ТОО "Астана-РЭК", и любая отраслевая ассоциация или эксперт могли задать монополисту вопрос, и он был обязан на него ответить», — рассказывает эксперт.
В случае с предельными тарифами производителей электричества ничего подобного нет. При том, что анонсированное Минэнерго увеличение предельных тарифов по Казахстану предполагает увеличение стоимости электроэнергии аж на 250 млрд тенге, говорит Агафонов.
«Слово "предельные" никого не должно вводить в заблуждение — именно по этим тарифам энергопроизводящие организации (ЭПО) продают электричество Единому закупщику. В условиях сегодняшнего дефицита вся казахстанская электроэнергия востребована. Для сравнения: при средней текущей цене казахстанских ЭПО в размере 14–15 тенге за кВт·ч импортировать недостающий объем из РФ нам приходится за 26 тенге за кВт·ч, то есть почти в два раза дороже», — поясняет эксперт.
При этом в документе по увеличению предельных тарифов разным ТЭЦ разрешают увеличивать тарифы на совершенно разные суммы, а кому-то вообще не разрешают.
Агафонов говорит, что функции общественного контроля за предельными тарифами мог бы выполнять Совет рынка, в который входят организации, эксперты и общественники, но он пока эффективным отраслевым органом не стал.
По данным Минэнерго годовой давности, средний износ оборудования ТЭЦ в Казахстане составляет 66 %, при этом износ ТЭЦ Уральска, Степногорска, Тараза, Кызылорды, Кентау превышает 80 %. Средний возраст ТЭЦ страны составляет 61 год, из них около 76 % отработали более 50 лет.
Средний износ тепловых сетей в Казахстане — 54 %. При этом в 80 городах с централизованным теплоснабжением он составляет от 75 % до 92 %.
Нынешний средний уровень износа электрических сетей в Казахстане больше половины — 66 %.
Читайте также:
- Кто теперь будет продавать онлайн-билеты на поезда КТЖ? В новой компании работают бывшие сотрудники Алии Назарбаевой
- Российская пропаганда за счет Казахстана: как наша страна потратила миллиарды на контент РФ
Лента новостей
- Заставляли снимать штаны и бельё: казахстанские адвокаты требуют наказать сотрудников костанайского СИЗО
- Школьники страдают от трёхсменки из-за нехватки учителей в Атырау
- Сбой в работе и утечка данных: управление здравоохранения отреагировало на скандал вокруг алматинской скорой
- Škoda представила в Казахстане полноприводный кроссовер Škoda Karoq
- Бухгалтеры Казахстана обратились к Токаеву из-за налоговой реформы
- Какую помощь Минфин Казахстана получал от USAID
- Из России с любовью: зачем казахстанским городам «санкционные» светофоры?
- Терроризм и стратегия безопасности: что обсудили на Совбезе
- Массовое отравление детей в Жамбылской области: полиция начала расследование
- «Я никогда не владел акциями»: — экс-президент КТЖ Кулекеев ответил на материал Orda.kz
- «Хочу быть дворником»? Всё о буднях и зарплате людей, которые убирают наши улицы
- Полицейские отключили видеожетоны ради отдыха в столовой
- «Озеро» вокруг моста: из-за паводка в Актюбинской области закрыли республиканскую трассу
- Казахстан назвали страной с нулевым риском терактов — но есть нюансы
- Минцифры ведёт переговоры с Meta, чтобы вернуть казахстанскую музыку в Instagram и Facebook
- Опять перевод часов: чиновников Астаны могут заставить выходить на работу пораньше
- Акимы «нарисовали» картофель: приписки запасов овощей подтвердились
- Юрта-трансформер, роботы-официанты и цифровой фонтан: как будут праздновать Наурыз в Алматы
- В Казахстане уравнялись сборы от иностранных и отечественных фильмов
- Затопит ли Атырау этой весной?