Рыбы на бумаге, пустыня в реальности: как на самом деле живёт Арал
Коллаж Orda.kz
Журналисты Orda.kz поехали в город Арал и близлежащие сёла и досконально расспросили о нынешнем состоянии Аральского моря — проблеме, которая стала уже не региональной, а общенациональной. В интервью, которое акимат Арала дал нам, сообщалось, что в море водится 22 вида рыбы, включая осетра, и что работают девять рыбозаводов. Однако, объезжая село за селом, наши журналисты выяснили, что информация, предоставленная акиматом, не соответствует действительности. Заводы не просто не работают — они стоят заброшенными. Когда-то люди здесь жили за счёт рыболовства. Сейчас, после того как море пересохло, положение народа ухудшилось. Ещё четыре года назад рыбаки зарабатывали в день от 150 до 200 тысяч тенге. Сейчас с трудом добывают 5–10 тысяч. Расстроенные тем, что рыбы нет, и что «улучшение ситуации» существуют только на бумаге, люди рассказали Orda.kz о своих бедах.
«Лебедь, рак и щука»
Аральское море — когда-то один из крупнейших внутренних водоёмов в Центральной Азии. Сегодня большая его часть превратилась в пустыню. С высохшего дна поднимается солёная пыль. Арал стал не только экологической катастрофой, но и очагом социального и экономического кризиса. Через рассказы местных жителей мы попытались глубже вникнуть в горькую правду этой трагедии.
На связь с журналистами Orda.kz вышел Жомарт Картбай — активист, занимающийся вопросами Аральского моря и компании «Аралтуз». Он сам родом из Арала, но из-за того, что слишком часто поднимал местные проблемы и оказался под давлением властей, ему пришлось переехать. Жомарт перебрался в Актобе, но не закрывает глаза на беды родного края. Он вырос на берегу моря и уже много лет борется за его спасение. Он рассказал нам, как пересохло море, в каком оно сейчас состоянии и что мешает его спасти.
«Наш народ борется за Арал с 60-х годов. С тех пор, как море стало отступать. Нам тогда обещали, что море восстановят. Сейчас тоже так говорят. Мол, море восстанавливается, в нём 22 вида рыбы, даже осётр вернулся. Но это всё сказки. Мы обращались к министрам, депутатам, проводили слушания в парламенте. Результата нет. Пишем письма, даже президенту направляем. А море всё уходит»,говорит Картбайулы.
Если взглянуть на данные, опубликованные официальными структурами, объём вылова рыбы вырос с 0,4 тысячи тонн до восьми тысяч тонн.
«Министерство водных ресурсов ссылается на то, что оно только что создано. Говорят: „Мы ещё не успели встать на ноги“. Но страдает народ. В министерстве нет опытных специалистов. Нужны кадры с 10—20-летним стажем в водной отрасли, а таких нет. Это проблема не одного региона — это проблема всей страны, даже всей Центральной Азии», сказал Жомарт Картбайулы.
Есть Международный фонд по спасению Арала, в который входят Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, фонд работает под эгидой ООН и ЮНЕСКО. С 2024 по 2026 год председательство в фонде передано Казахстану. Жители и активисты хотят воспользоваться этой возможностью и хотя бы сохранить Малый Арал.
«От моря начал исходить неприятный запах. Рыба гибнет. Это лишь продолжение трагической истории Аральского моря. В официальных данных, которые мы изучали перед поездкой, указано, что море находится в государственной собственности. А теперь местные жители говорят, что Арал разделён на частные владения. И это правда. Есть хозяева, которые выкупили участки моря и теперь распоряжаются ими. Это нонсенс. Хорошо: допустим, они владеют морем. Но если они ловят рыбу и получают прибыль, то должны и вкладываться в море, в природу. Они должны нести за это ответственность. А экосистема так и не восстанавливается. Вот говорят, что из Сырдарьи поступает вода в море. Но, честно говоря, это лишь капля в этом самом море», объясняет Картбайулы.


Ситуация с морем критическая. Уровень воды в Сырдарье тоже крайне низкий. Работа рыбоперерабатывающих заводов в Арале фактически парализована.
«Международный фонд по спасению Арала расположен в Алматы. Как можно спасать море в Алматы? Они приезжают два-три раза в год, отчитываются. А мы каждый месяц ездим в Астану и доносим проблему до депутатов, министров. На бумаге всё хорошо, а на деле — катастрофа. Невольно вспоминается басня Крылова „Лебедь, рак и щука“. Министерство водных ресурсов зашло в тупик. Они не знают, что делать и как делать. Ссылаясь на то, что министерству всего один год, они оправдывают себя тем, что ещё не успели встать на ноги. Администрация же защищает интересы пользователей водных ресурсов. А жители Арала страдают, наблюдая, как на их глазах разрушается родной край. Это масштабная инфраструктура. Там должны работать конкретные специалисты. Например, гидрологи. А нынешняя структура, утверждающая, что она может решить такую глобальную проблему как Аральское море, — это абсурд. К сожалению, таких специалистов нет. Даже профильное министерство признаёт, что их нет. Все это признают, всё ещё находится в стадии формирования. Это всё равно что дать в руки годовалому младенцу управление серьёзным хозяйством», вздыхает Жомарт.
Спасение Малого Арала
Инженер рыбного завода села Каратерен, Минажат Биманов, всю жизнь проработавший в рыбной отрасли, в беседе с нашими журналистами рассказал об истории моря, его трагедии и борьбе народа:
«Я живу здесь с 60-х годов. Раньше Арал был полноводным. В нём было много рыбы и люди жили за счёт него. Но с середины 60-х вода стала отступать, рыбы стало меньше. Люди начали разъезжаться — стало трудно выживать. Когда ушла вода, начались экологические проблемы. Ветры, несущие пыль с солью, стали вредить здоровью. Увеличились заболевания дыхательной системы, щитовидной железы, сердечно-сосудистой системы. Молодёжь безработная. Урожая нет, скоту не хватает корма. Сейчас предпринимаются попытки вернуть море, но это происходит очень медленно. Арал — это проблема не только нашего края, а всей страны. Мы должны её решить, пока не стало слишком поздно».


После высыхания море было разделено на Большой и Малый Арал. Все программы по восстановлению Большого Арала провалились. И люди борются хотя бы за сохранение Малого Арала.
Также журналисты Orda.kz побеседовали с жителем региона — Абылказы ата, который начал работать врачом в Аральском районе в 1962 году.
«Среди рыбаков распространилась болезнь под названием панариций. Колючки рыбы попадали в пальцы и вызывали нагноение. Позже было введено обязательное ношение перчаток. Сейчас, когда море высохло и рыбы стало мало, эта болезнь исчезла. Но взамен появились другие. У молодёжи высокое давление, болезни сердца, желудка, у детей — психические отклонения», рассказывает Абылказы ата.
Жеткерген Жалгасбаев проработал в рыбной отрасли 35 лет. Говорит, из-за ухудшившейся экологии и состава воды качество рыбы тоже стало хуже:
«В наше время суда ходили в Каракалпакстан, доставляли туда рыбу. Ловили осетровых. Сейчас их нет. Раньше рыба сама поднималась по рекам, метала икру, размножалась естественным путём. Сейчас, если не разводить её искусственно, рыба исчезнет. Некоторые виды уже занесены в Красную книгу. Китайские некачественные сети всё уничтожают. И мальков, и икру. Чтобы выращивать рыбу естественным образом, нужны прежние качественные снасти и порядок».
Китайские сети: мусор вокруг моря
Жалгасбаев утверждает, что некачественные сети, привезённые из Китая, уничтожают запасы рыбы. При ловле такие сети рвутся и опускаются на дно моря, а попавшая в них рыба гибнет на дне.
«Их нужно запретить по закону. Уничтожить. Если не перекрыть воду, всё кончено. Раньше мы ловили от 500 килограммов до тонны рыбы. Сейчас, если поймаешь 20–30 килограммов, и то радуешься».
Мы побеседовали со старожилом этого региона, Талгатом ага, который более 25 лет занимался рыболовством. По его словам, для сохранения моря нужна ответственность не только от государства, но и от местного населения:
«Это наше море, которое нас кормит. Мы с детства знали, что сюда заходили моторные лодки. С 1973 года море и озеро начали отделяться друг от друга. Через этот канал мы каждую осень могли направлять воду в море. Сейчас этот канал перекопан и не работает. Повсюду разбросаны строительные материалы, охраны нет. Главное — мы боимся, что из-за этой недействующей конструкции мы лишимся собственного озера».
Ветер разносит мусор повсюду. Сейчас дно моря превратилось в свалку. Из-за сильного ветра пластиковые бутылки и стекло разносятся по округе, усугубляя экологическую ситуацию.
По словам активиста Оразбая Оспанова, сейчас море поделено между частными предпринимателями на 18 участков. Молодёжь работает у них. Но у них нет пенсионных отчислений, документы тоже не оформлены:
«Сколько раз я спрашивал: „Вы пенсионные отчисления делаете? Рыбацкие удостоверения есть?“ А они говорят: „Это босс решает“».
Рыбзаводы
Когда корреспонденты Orda.kz брали интервью у сотрудников акимата, те сообщили, что в районе Арала работает девять рыбзаводов. Одно здание привлекло наше внимание. Спросили у сельских аксакалов, что это, они ответили: «Это рыбный завод».





Когда мы подошли ближе, из здания вышел сотрудник и сообщил, что завод не работает уже около полугода.
«Проблема Аральского моря решается. История нехватки воды началась ещё с 1965 года. Но после обретения независимости были предприняты значительные шаги для восстановления моря. Построена плотина высотой 42 метра. Благодаря ей собрано 27 миллиардов кубометров воды, и деревни у побережья моря вздохнули с облегчением. Люди снова начали ловить рыбу. Следующая цель — построить новую плотину высотой 44 метра к 2026 году. Это поможет увеличить объём воды, поступающей в море», сказал аким Аральского района Аманжол Онгарбаев.
Он заявил, что качество воды, поступающей в Арал, также улучшается. Раньше в солоноватой воде могли выживать только один-два вида рыб, а теперь их стало больше.
Когда наш журналист спросил у акима, как часто он бывает на Арале, тот ответил, что ездит туда три-четыре раза в месяц. Однако сельские аксакалы сказали, что видят акима один или два раза в год.
Одна из ключевых нерешённых проблем в Арале — нехватка специалистов. Особенно остро ощущается дефицит врачей и других кадров в отдалённых сёлах. Когда мы спросили, как решается эта проблема, Онгарбаев ответил, что они создают все условия для привлечения молодых специалистов:
«Мы предоставляем им бесплатное жильё или помогаем с его приобретением. Также рассматриваем вопрос о выплате подъёмных. Мы хотим, чтобы молодёжь возвращалась на родную землю и работала в своём ауле».
Он также добавил, что раньше молодёжь уезжала в другие регионы из-за отсутствия работы, а теперь они возвращаются домой.
«Наш район отличается не только рыболовством, но и животноводством. У нас более 37 тысяч верблюдов, коров и лошадей. Поэтому в селе найдётся работа для специалистов самых разных направлений».
Жители Аральского региона ждут от государства конкретных действий. Редакция Orda.kz публикует предложенные ими конкретные шаги по спасению Малого Арала:
- рациональное распределение воды Сырдарьи;
- запрет на китайские некачественные сети на законодательном уровне;
- легализация рыбной ловли;
- очистка русла Сырдарьи и увеличение её водопропускной способности;
- строительство новых водохранилищ и искусственных прудов;
- внедрение ирригационных систем (например, полиэтиленовые трубы, капельный полив);
- улучшение водной инфраструктуры для развития животноводства;
- развитие инфраструктуры на местах (например, создание фондов и центров, расположенных в самом Арале);
- строительство перерабатывающих заводов по производству стекла, соли и лития.
Редакция Orda.kz передаёт эту статью на рассмотрение «слышащему государству». Проблема Арала — общая трагедия для Казахстана и Центральной Азии. Чтобы остановить эту катастрофу, нужны политическая решимость, научно обоснованные решения и, самое главное, конкретные действия, исходящие из интересов народа.
Автор: Әсем Жәукен
Читайте также:
Лента новостей
- Крупный ночной пожар ликвидировали в Алматы
- Снег и ветер — прогноз погоды на 7 декабря
- Зеленский провёл телефонные переговоры с Уиткоффом и Кушнером о рисках нового российского наступления
- Экспорт зерна в Центральную Азию вырос: Казахстан ищет новые решения
- Лисаковского педофила приговорили к пожизненному заключению
- Скандальная драка в Туркестане: удар чиновника стоил ему кресла
- Париж — лучший город мира в 2025 году
- Давайте поставим тысячу башен! Как зелёные предлагают очистить воздух в Алматы
- Трагедия на пограничной заставе «Нарынкол»: погибли военнослужащий и ребёнок
- Главные премьеры декабрьского проката: третий «Аватар», второй «Дәстүр» и много фестивальных картин
- Дело о топливе: начальник склада военной части получил девять лет колонии
- Пьяный в стельку енот устроил алкопогром в супермаркете в США
- Токаев поговорил по телефону с президентом Кыргызстана
- «Кайрат» и «Семей» вышли в четвертьфинал Лиги чемпионов
- Как Игорь из Беларуси за ночь стал звездой и что ещё обсуждали соцсети на этой неделе
- Застой на рельсах: запреты КТЖ бьют по казахстанскому экспорту
- В Акмолинской области столкнулись автобус и экскаватор, есть пострадавшие
- Токаев поздравил президента Финляндии с Днём независимости
- В Казахстане приостановили выдачу ИИН для иностранцев
- Барсук попал на видео в нацпарке «Алтын-Эмель»



