29 апреля президент Касым-Жомарт Токаев объявил о проведении народного референдума по вопросам поправок в Конституцию Казахстана. В последний раз референдум в Казахстане проводили аж в 1995 году, когда, собственно, Конституцию и приняли.

Казахстанские политологи рассказали, чего ждать от референдума и как он повлияет на жизнь в стране.

Политический обозреватель Газиз Абишев считает, что предложение президента Токаева провести референдум делает новую Конституцию более легитимной. Ведь во все предыдущие годы казахстанцы никак не влияли на метаморфозы основного государственного закона.

«Референдум фактически даст нам новую Конституцию. И под этим углом термин «Вторая Республика» получает реальное содержание. В будущем отменить принятые на референдуме поправки будет психологически сложнее», – сказал Абишев.

Пакет поправок вносит 33 изменения в Конституцию. По словам политолога, необходимо будет провести детальные дебаты в Парламенте по каждой позиции.

«Перед проведением референдума, возможно, необходимо будет внести поправки в Конституционный закон «О республиканском референдуме». Статья 3 этого закона перечисляет, какие вопросы не могут быть предметом республиканского референдума», – добавил Абишев.

Еще он напомнил, что согласно закону, референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняли участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. То есть, большую роль тут будет играть явка. При явке в 49% референдум будет считаться несостоявшимся. Более того, такая явка должна быть не менее, чем в двух третях областей страны.

«Так, считаем: бюджетники, госслужащие, жители сельской местности… Ну вроде как нормально, у государства должно получиться обеспечить необходимую явку. Если на момент референдума в Казахстане будет 20 регионов, то для принятия поправок как минимум в 14 из них высказаться «за» должны будут более половины принявших участие в голосовании», – отметил Абишев.

Источник.

Общественник Казбек Бейсебаев считает, что сначала необходимо обсудить все поправки с гражданским обществом и только потом выносить их на референдум.

«К тому же у граждан есть свои предложения по тем или иным пунктам основного закона. В общем, надо требовать открытого обсуждения предлагаемых поправок. А то наши власти на референдум предложат те вопросы, которые они посчитают нужными. А как у нас считают голоса, мы знаем», – написал Бейсебаев.

Референдум по поводу поправок в Конституцию вообще является новым политическим опытом для Казахстана. С 1995 года восприятие людей и их понимание разных событий сильно изменилось, считает политолог Ислам Кураев.

«На данном этапе развития государственной системы, подобный подход является демонстрацией открытого подхода в вопросе принятия решений. Подчеркивается фактор не безразличия президента к мнению народа. Главное, это демократический подход в процессах государственной трансформации. В данном случае, мы увидим вовлечённость народа в процессы, связанные с государственной системой. Интересен данный референдум тем, что мы увидим желание общества», – написал Кураев на своей странице в Facebook.

Источник.

Экономист, бывший советник Токаева Олжас Худайбегенов считает, что люди в основном хотят, чтобы из Конституции убрали статус Елбасы.  

«Судя по реакции населения, на этот референдум пойдут многие, даже те, кто никогда не ходил на выборы, референдумы. В основном, люди хотят убрать упоминание про основателя (что действительно не соответствует истине), но также еще хотят одобрить поправки во всё то, что раньше искажало Конституцию. В целом, высокая явка будет означать доверие к власти, и если люди окажутся довольны итогами референдума, надеюсь, в дальнейшем это доверие будет лишь укрепляться. Это значительно облегчает реализацию любых инициатив, когда население верит государству. А когда все ходят с фигой в кармане, получается лишь тихий саботаж, очень много тратится времени на убеждение, создаются кривые конструкции, ну и, самое главное, создаются условия для атомизации общества», – сказал Худайбергенов.

Источник.

В целом, эксперты отметили готовность власти к диалогу с гражданами, но форма этого диалога вызывает вопросы. Поправки в Конституцию не обсудили с людьми заранее, их просто разработали, а потом просто предложили за них проголосовать. Насколько формат таких полумер соответствует концепции «нового Казахстана» и личному имиджу президента – предстоит узнать в ближайшее время.  

Поделиться: