Ребёнок разбросал волосы художника, а уборщица их выкинула: в Алматы разгорелся арт-скандал

cover коллаж Orda.kz

Молодой художник требует извинений от организаторов и устроителей выставки современного искусства. После трёх месяцев учебы и работы он остался без волос и арт-объекта. Orda.kz выслушала интеллигентных заложников ситуации, которые пока не нашли общий язык

ЧП на арт-площадке

Художник из Алматы обвиняет центр современной культуры Tselinny (Целинный) и Центральный выставочный зал города в ненадлежащем отношении к своей инсталляции. Barry Kudaiberdy, именно так просит называть себя автор работы, обнаружил пропажу своего творения, выставленного в ЦВЗ на углу улиц Жамбыла и Желтоксан на выходных. Самая важная часть его арт-инсталляции – остриженные волосы – бесследно исчезла из экспозиции. 

"В субботу я зашел проверить объекты – клеёнки с волосами не было. Я пришёл в офис, там был человек, отвечающий за экспозицию. Я ему задал вопрос "где всё?". Он мне: такая ситуация – уборщица выкинула. Он сказал, что пришли родители с ребёнком и тот залез в инсталляцию. Мне вообще непонятно, куда родители смотрят? Но суть в том, что ребёнок начал разбрасывать волосы, и, видимо, уборщица пришла, взяла всё и выкинула", – говорит Orda.kz Barry Kudaiberdy.  
Barry Kudaiberdy, фото Maxim Kassimov
Barry Kudaiberdy, фото Maxim Kassimov

Испытав шок, художник сначала покинул галерею, но затем понял, что мириться с этим не собирается. Barry Kudaiberdy начал переписку с представителями центра современной культуры Tselinny и  позвонил директору Джамиле Нуркалиевой. Ответственность за инцидент она с себя не снимала, но стала указывать на такие нюансы, как отсутствие официальных писем или документальных предупреждений о необходимости сохранить волосы.  

На перфоманс, который состоялся 12 октября, Barry Kudaiberdy пригласил отца. Папа на глазах у публики и на фоне уже построенной инсталляции остриг сыну волосы. Кудри остались лежать на полу, как и было задумано автором. Кроме того Barry использует части предыдущих своих работ в последующих. Поэтому сохранить волосы для него было очень важно, но судьба, увы, распорядилась иначе.  

"Я считаю, что допущенные действия полностью обесценивают художественную практику. Для меня самого момент ритуальности заключался в том, что я позвал в это пространство отца, с которым не взаимодействовал 27 лет, он меня не воспитывал. Я вложил в это событие проживание какого-то опыта и также в этой работе я использовал имя своего дедушки. Для меня важно, что тут три поколения переплетаются," – сказал художник корреспонденту Orda.kz.

Однако больше всего Barry Kudaiberdy расстроило отношение сотрудников центра современной культуры, поскольку ему даже не сообщили об инциденте, а волосы назвали "биоматериалом". Извинения в итоге ему принесла художественный директор Tselinny Алима Боранбаева – дочь бизнесмена Кайрата Боранбаева. (Напомним, на прошлой неделе ему заменили наказание с 6 лет лишения свободы на ограничение свободы). 

фото Barry Kadaiberdy
фото Barry Kadaiberdy

В итоге свою инсталляцию художник с выставки снял. Он даже самостоятельно заклеил своё имя на афише экспозиции в Центральном выставочном зале. 

Контекст выставки в ЦВЗ

Центр современной культуры Tselinny – детище Кайрата Боранбаева. Культурное учреждение приближенный ранее к Назарбаеву предприниматель решил открыть в легендарном алматинском кинотеатре "Целинный". Кинозал построили в 1964 году на перекрёстке улиц Масанчи и Кабанбай Батыра. В конце 1990-х здание пережило неудачную реконструкцию. В 2014 году кинотеатр закрылся и стал приходить в запустение, и реанимировать "Целинный" в 2018 году взялся Боранбаев. Он решил открыть в нём центр современной культуры. 

кинотеатр "Целинный" в 1960-е годы, фото ЦГА кинофотодокументов и звукозаписей РК
кинотеатр "Целинный" в 1960-е годы, фото ЦГА кинофотодокументов и звукозаписей РК

Реставрация здания не завершена до сих пор, возможно, в том числе из-за уголовного преследования владельца (хотя Центр современной культуры Tselinny остановку стройки отрицает - прим.ред.).  

Пока центр строится, Tselinny арендует помещение у Центрального выставочного зала, который относится к Музею искусств имени Абылхана Кастеева. Уже несколько лет там проходят выставки, кинопоказы, лекции и мастер-классы современных казахстанских и зарубежных авторов: можно сказать, он стал едва ли не главной частной институцией, где демонстрируют и приобщают казахстанцев к арт-объектам современности. 

инсталляция Barry Kadaiberdy в ЦВЗ Алматы by Tselinny
инсталляция Barry Kudaiberdy в ЦВЗ Алматы by Tselinny, фото Saida Sova

Tselinny также пополняет коллекцию, помогая современным художникам и акционистам в предоставлении помещений, поиске спонсоров, организации экспозиций и конкурсов. Вот и этим летом фонд нашёл спонсора для открытия лаборатории Re-practice. 17 её участников в течение трёх месяцев изучали видео и звуковое искусство, основы инсталляции, а также проектирование выставок. Как итог в сентябре в ЦВЗ открылась выставка работ художников, в том числе и Barry Kudaiberdy.

В начале экспозиции художник поставил организаторов перед фактом – он хочет не только экспонировать инсталляцию, но и сделать перфоманс с участием родственников. Директор Tselinny Джамиля Нуркалиева возражать не стала, но тогда и знать не могла, к чему это приведёт. 

Извинения "Целинного"

Корреспондент Orda.kz связался с директором ЦСК Tselinny, чтобы она рассказала своё видение ситуации с порчей инсталляции и выброшенными волосами Barry Kudaiberdy. Джамиля Нуркалиева занимается современным искусством с 2003 года, а в арт-менеджменте – с 2009-го. 

Нуркалиева рассказала Orda.kz, что в арт-практике есть определённые правила для выставления объектов современных инсталляций, таких как волосы, например: нужно предусматривать бокс или витрину, чтобы люди не смогли испортить арт-работу. 

"Я ему написала, что мы провели внутреннее расследование: поговорили с арт-менеджерами и техническим менеджером, что такого запроса не поступало, и даже в переписке в мессенджерах не было," – утверждает директор центра современной культуры. 

Она согласна с тем, что все сотрудники ЦСК Tselinny несут ответственность за произошедшее, но не за действия ребёнка или уборщицы, которая работает в арендуемом помещении ЦВЗ.

"Нам не представляется возможным вернуть биологический материал художника при всём нашем желании, при всём уважении к его работе. Он сам принял решение демонтировать свою работу, мы также не можем ему препятствовать. Мы вообще не работаем с художниками в повелительном наклонении, мы служим художникам. Наша институция организовала школу для них. Он бесплатно там проучился, получил гонорар на реализацию работы, получил гонорар за участие в проекте, который мы делали в рамках всей школы", – рассказывает Джамиля.

Директор не знает, кого можно осуждать и в переносном смысле казнить в результате инцидента. Нуркалиева даже предполагает, что, возможно, таким образом Barry Kudaiberdy хочет привлечь к себе внимание. Она сказала Orda.kz, что считает художника талантливым и в качестве подтверждения рассказала о предыдущем сотрудничестве.

В феврале-марте 2023-го Barry Kudaiberdy организовали персональную выставку в ЦВЗ, когда остальным художникам отводили только по комнате. Когда с выставки пропали волосы, Джамили Нуркалиевой и части команды Tselinny не было в Алматы.

Алима Боранбаева полтора часа говорила с художником и "всё это время выслушивала обвинения". Тем не менее, директор институции решила принести извинения Barry Kadaiberdy через Orda.kz. 

"Я искренне приношу извинения за сложившуюся ситуацию. Я считаю, что, к сожалению, она случилась в моменте, когда её невозможно было проконтролировать. Но ничего не было сделано со злым умыслом или для того, чтобы художника обидеть. Думаю, что вся деятельность нашей институции доказывает обратное". 

При этом Нуркалиева добавила, что разочарована сложившейся ситуацией. И может предложить художнику возглавить центр, чтобы он понял, как непросто быть директором и организовывать выставки и арт-лаборатории.

"Обвинять и делать виноватыми в нашем пространстве новой этики очень просто. А вот вкладывать свои силы и финансовые средства, чтобы существовала институция, в которой молодые художники могли бы расти... А потом эти молодые художники хотят тебя уничтожить". 

Произойдёт ли какая-то "отмена" центра современной культуры Tselinny после инцидента с волосами? Хотелось бы верить, что нет. Barry Kudaiberdy в свою очередь опубликовал часть переписки из чата проекта Re-practice. И как об этом судить сейчас, тоже непонятно. Этично это или нет – у каждого будет свой ответ. А вот спонсор, который помогает центру Tselinny, может уйти и лаборатории для художников в следующем году может уже и не быть, полагает Нуркалиева.

Желаю перерасти свою неуверенность и страхи

Корреспондент Orda.kz спросил у известного алматинского искусствоведа Валерии Ибраевой о её видении сложившейся ситуации. Как оказалось, подобное в Алматы случалось: в 1993 году в Концертно-выставочном зале, размещавшемся тогда в Вознесенском соборе, уборщица вымела инсталляцию художника Шазии. 

"И сегодняшний случай – как по нотам. Все молодые художники с этого начинают. Так что ничего оригинального он не придумал. Я имею в виду скандал. Это свойственно молодым. Взрослые и опытные художники, которые знают каким в общем-то потом  делается у нас любая выставка, так не поступают," – считает искусствовед. 

Недостаток денег, оборудования и внимания со стороны общества – это то, что сопровождает практически любую выставку в Казахстане. Экспозиции даются слезами организаторов, рассказывает Валерия Ибраева. 

"Молодые художники не понимают, насколько это сложно организовать, что это целая машина, чуть ли не фабрика, которая работает последовательно, чтобы сделать выставку. Они почему-то думают, что художник пришёл, устроил скандал и проснулся знаменитым на следующий день. Это не так. Выставка – это огромный труд. Дай бог, чтобы парень перерос неуверенность и страхи". 

Были случаи с уничтожением произведений современного искусства и в мировой практике. Так, в 2011 году уборщица музея немецкого города Дортмунд уничтожила произведение современного искусства, застрахованного на 800 тысяч евро. Страховая компания выплатила компенсацию. 

инсталляция "Когда начинает капать с потолка"
инсталляция "Когда начинает капать с потолка"

Инсталляция "Когда начинает капать с потолка" представляла собой таз с осадком. Уборщица,  увидев грязный таз посреди зала вытерла его и, получается, совершила акт вандализма. 

инсталляция "Где мы будем танцевать сегодня вечером?"
инсталляция "Где мы будем танцевать сегодня вечером?"

Были подобные случаи и в Италии, где в Бари уборщица выбросила пару экспонатов из мятой бумаги и смела крошки печенья, которые были частью дорогостоящей инсталляции. А в городе Больцано музейный клининг-менеджер приняла произведение "Где мы будем танцевать сегодня вечером?" из разбросанных бутылок, окурков и конфетти за мусор и очистила помещение. 

Искусство такое же, как и мы

Бывают уничтожения и для привлечения внимания, как случилось в 2019 году с бананом, приклеенным скотчем к стене галереи и оценённым автором в 120 тысяч евро. 

При этом, несмотря на комичность некоторых случаев, совсем не стоит обесценивать современное искусство. Оно, как и во все времена – в первую очередь передаёт дух времени. Художники – люди остро чувствующие. В странном и стремительно меняющемся мире, где то, что раньше было нормой, стало не нормой и наоборот, и искусство бывает неудобное и непонятное, но от этого оно не становится плохим. Искусство не всегда, но очень часто отражает нас самих. И от этого становится ещё интересней. 

В воюющем на грани ядерной войны мире искусству тяжело быть розовым и пушистым, хотят и таким оно тоже имеет право быть. Ведь оно всегда раздвигает общественные рамки, как в прошлые века, так и сейчас.

"Не хотелось бы, чтобы уборщицу из-за этого уволили, но те кто допустил такое, что уборщица в выставочном зале может выкинуть объект выставки – это для меня парадокс", – говорит Barry Kudaiberdy. 

Возможно, произошедшее лишний раз напомнит нам о важности образования, просвещения, постоянной работы с персоналом и не только в выставочных залах, но и во всех сферах. Через год в Алматы появится музей современного искусства международного уровня, о котором писала Orda.kz. Если там произойдёт что-то похожее на историю с выкинутыми волосами, то может выйти скандал уже международного масштаба. Поэтому вместо конфронтаций, как нам кажется, лучше учиться на ошибках, исправляться и делать выводы. 

Мы, казахстанцы, можем со своей стороны поддержать организаторов арт-мероприятий, художников и музейщиков – чаще ходить на выставки, покупать предметы искусства и больше о них узнавать. Выставка в Центральном выставочном зале работает с 10 до 19 кроме понедельника. Там можно увидеть работы других участников проекта Re-practice, только уже без волос.

Читайте также:

Лента новостей

все новости