Как это не прискорбно, но школьников, которые будут плохо читать, писать и не смогут решить простейшую задачу, станет больше. Школьники и их родители об этом твердили весь дистанционный учебный год. Сейчас эти выводы подтверждают и эксперты.

Действительно ли всё так плохо, разбирался журналист Orda.kz.

В большинстве стран после закрытия учебных заведений процесс с тем или иным успехом перешел в формат так называемой удалёнки. Президент Казахской лиги экспертов образования Гульнара Абишева признается, что этот учебный год был наитруднейшим в её практике.

Реабилитация казахстанского образования: почему школьники не осваивают материал

Кстати, в 26 странах школы до сих пор полностью закрыты, в 55-ти – образование даётся в урезанном формате. По данным ЮНЕСКО, во всем мире в том или ином виде с перебоями в учебе из-за пандемии столкнулись порядка 90% детей.

Гульнара Абишева недовольна тем, что до сих пор нет единого плана по реагированию на карантинный шок – дистанционное обучение. И привела пример: в Таразе тройняшки-первоклассницы за год в онлайн режиме не научились правильно держать ручку, читать и писать. И таких детей много, – отмечает эксперт.

  – Мы были поставлены в жесткие условия. Планирование всего процесса шло в практической неопределённости, прежде всего потому, что не знали, когда закончится карантин. Страна не была готова материально и морально к такому повороту событий. Прошла ускоренная трансформация и, конечно, много отрицательных моментов мы пережили, но нельзя забывать и о положительных.

Абишева отмечает, что, несмотря на критику в адрес разработчиков, онлайн-платформы все-таки развились. А учителя, дети и их родители методом проб и ошибок освоили цифровое образование. Как бонус – карантин дал возможность родителям оценить роль учителя. Хоть и не все педагоги выдержали испытание и смогли пройти такую колоссальную нагрузку, еще многое необходимо сделать, – считает специалист.

 – Мы с экспертами говорили, если бы в четвертой четверти прошлого учебного года отработали необходимые механизмы и методики, проблем было бы меньше. Но этого не сделали. В новом учебном году получилось так, что первая его половина вообще пропала. И лишь начиная с января 2021 года, мы более-менее мотивировано вошли в процесс обучения.

Также среди нерешенных проблем явно проступили неравные условия получения знаний в селе и в городе. А дети с особыми образовательными потребностями фактически не учились…

Реабилитация казахстанского образования: почему школьники не осваивают материал
pixabay.com

  – У кого-то дома MacBook стоит, а где-то четверо детей маму с работы ждали, чтобы в телефоне посмотреть домашние задания. Естественно, пострадало качество. Родители правы, когда говорят, что этот год нужно аннулировать. Однако сделать этого мы не можем, потому что работа и финансирование не прекращалось.

– Учителей не хватало, они разрывались между дежурными классами и дистанционкой. Мы ведем аналитику и считаем, что если дети освоили около 30% всего учебного материала – это уже хорошо. Но что делать с таким колоссальным пробелом, нужно думать как можно скорее.

 – А еще у нас внезапно выросла армия отличников! У всех в «Кунделике» сплошные пятерки, потому что уровень усвоенных знаний реально никто не проверяет. Директора понимают ситуацию, остальные довольны – оценки-то у детей хорошие. С уверенностью можно сказать, что практически 60% знаний не освоено. Но это не говорит о том, что учителя их не давали. Учителя прошли все темы по Госстандарту. Но выдать знания и получить качественную обратную связь было проблематично.

Реабилитация казахстанского образования: почему школьники не осваивают материал
htfi.ru

Как пройдет следующий учебный год – пока не ясно. Но эксперт уверена, что адаптировать содержание образования придется. Ведь то обучение, которое давалось в очной форме, нельзя было давать полностью в дистанционной.

   – МОН должно было где-то сократить часы, предметы, а где-то адаптировать. Но этого не сделали в свое время. Если начальная школа и выпускники хоть как-то с горем учились, то ученики 5-8-х и 10-х классов вообще выпали.

Учитель в Казахстанско-Российской гимназии №38 Ирина Свидченко считает, что проблема была не в колоссальной нагрузке на педагогов. Самое сложное испытание – нестабильность интернета.

Реабилитация казахстанского образования: почему школьники не осваивают материал

– Мы проводили онлайн-уроки, и я вам скажу, страдали все. Да, учителям было сложно, но мы сами учились и стали сильнее в профессиональном плане. И в конце года мы пришли с нормальными результатами. Не могу говорить за всех, но мои детки – 1-й и 4-й класс, точно.

 – Конечно, все по-разному прошли этот год. Большую роль сыграла личная ответственность и помощь родителей. Но есть дети, которые все же снизили свои результаты. Одно могу сказать точно:  все рады окончанию учебного года, – говорит педагог.

Что ждать?

Внешкольные занятия ничего не дадут, а то, что мы наблюдаем сейчас, естественно, отразится на ЕНТ и госэкзаменах, – продолжает президент Лиги экспертов образования Гульнара Абишева

Она рассказывает, что эксперты прогнозируют массовый уход молодых людей после 9-го класса в колледжи. Причина – ухудшение социального положения родителей и стоимость высшего образования.

 – Мы говорим о том, что на следующий год не нужны неоправданные реформы. Например, введение 12-летнего образования. Однозначно, следующий учебный год должен быть реабилитационным. Большой кусок пробелов в знаниях мы должны восполнить, иначе следующая программа не будет освоена.

Также эксперт утверждает, что нужно настроить учителей на работу над ошибками и внедрить программы, которые будут выявлять пробелы индивидуально.

Поздравляю коллег с тем, что этот год все-таки отработали. Но нельзя забывать, что цыплят по осени считают. И мы тоже посмотрим, как прошел этот дистанционный режим, но уже в следующем учебном году.

Правда, уже известно, что около 40% выпускников, сдавших пробное Единое национальное тестирование (ЕНТ), не смогли набрать проходной балл.

Что говорили школьники и их родители?

25 мая, в день последнего звонка, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов поздравил казахстанских выпускников.

Будем надеяться, что к следующему учебному году МОН грамотно распределит ресурсы и решит проблемы, которые в этом пришлось расхлебывать школьникам, родителям и учителям. А традиционная праздничная программа для всех пройдет в офлайн-формате.

Поделиться: