31 января и 1 февраля в южной столице Казахстана проходил VII международный цифровой форум Digital Almaty. На форуме прошло более 20 сессий, и одна из них напрямую касалась простых казахстанцев. Orda.kz рассказывает, почему.
Главной темой сессии стала мобильная связь, включая мобильный интернет. Обсуждали её руководители мобильных операторов Beeline, Tele2 и KСell вместе с представителями «Казахтелекома» и Минцифры. И в первую очередь они обсуждали доступность интернета — как мобильного, так и стационарного.
В селе и в городе
Например, по словам председателя комитета телекоммуникаций МЦРИАП Дамира Сейсембекова, этой весной их ведомство объявляет торги на подключение к оптоволоконному интернету более 3000 сёл. По мнению Евгения Настрадина, CEO Beeline, оптоволоконные линии на сегодня продолжают оставаться лучшим вариантом для передачи интернет-данных. Однако не ко всем сёлам могут быть протянуты оптоволоконные кабели. Поэтому спикеры обсудили и договорённости Минцифры со Space X., благодаря которой доступ к сети Starlink получили школы в отдалённых аулах. Евгений Настрадин в этом контексте рассказал о договорённости со структурами Илона Маска уже на частном уровне:
«Beeline Казахстан входит в группу VEON. Она в этом году подписала договор со Space X. И на основании этого договора наша сестринская компания — украинская Kyivstar — одна из первых в мире запускает технологию direct-to-cell, когда с девайса связь идёт напрямую со спутником. И для Казахстана такое партнёрство тоже напрашивается. Посмотрите на карту, посмотрите на плотность населения. Потребуются невероятные затраты на ковровое покрытие обычным способом».
Однако операторы продолжают улучшать качество и классическим способом — уплотнением сети, то есть устанавливая дополнительные базовые станции. Так, Beeline за последние пять лет инвестировал в инфраструктуру более 300 млрд тенге, установив более 2300 сайтов* и обеспечив интернетом почти две с половиной тысячи сёл.
*Сайт — локация, на которой расположены одна или несколько базовых станций. Базовая станция — комплекс в телекоммуникационного оборудования, отвечающего за приём и передачу данных, то есть за работу интернета и голосовой связи. Без базовой станции мобильная связь в районе работать не будет.
Нужен ли 5G?
Когда участники сессии начали обсуждать результаты внедрения 5G, CEO Beeline высказал следующее мнение:
«Для девайсов на улице, таких как смартфон, достаточно 4G, а дома нужен домашний интернет через оптоволоконный кабель».
В качестве подтверждения того, что формат LTE устраивает клиента, Евгений Настрадин рассказал, что за последний год абонентская база компании выросла на 500 000 пользователей и сегодня составляет 11,6 млн человек. А для казахстанцев, живущих в частном секторе, хорошая новость: оператор начал проводить оптоволокно в эти районы в пяти городах и продолжит активное подключение и в этом году. А пакетные предложения, которые включают в себя и домашний, и мобильный интернет для всей семьи, позволят сэкономить. Потому что порознь эти услуги обойдутся дороже.
Потребление интернета растёт
Следующей темой в обсуждении стал рост мобильного трафика. Как отметил Александр Бабичев, популярность голосовой связи в Казахстане в целом падает. Даже звонки наши граждане всё чаще предпочитают совершать через мессенджеры. Когда, например, в Индии пользователи по старинке связываются с помощью голосовой связи. А то, насколько востребован интернет в РК, продемонстрировал Евгений Настрадин. По данным Beeline, с 2020 по 2024 год средний ежемесячный трафик на одного абонента вырос с девяти до 22 гигабайт в месяц. Это высокий показатель даже по мировым масштабам.
Однако при очень активном потреблении в нашей стране низкая плотность населения: семь человек на квадратный километр. Что для операторов значит гораздо больший уровень затрат, чем в других странах. Например, если в Узбекистане один сайт обслуживает 7000 абонентов, то в Казахстане всего 2000. При этом оператору в Казахстане нужно построить и содержать в два раза больше сайтов, чем соседу.
Кроме того, на цены неизбежно влияют и другие факторы. Например, инфляционные ожидания или рост цен на электроэнергию. По словам операторов, один сайт потребляет электричества, как 20 квартир.
«То есть сеть одного оператора потребляет энергии, как крупный город в Казахстане. А их у нас три», — сказал Евгений, напомнив, что с 1 февраля тарифы на электроэнергию снова поднимаются.
Однако, сравнивая рост цен и потребление за последний год, становится очевидным, что последний показатель опережает первый более чем в два раза. И в пересчёте на 1 Гб мобильного трафика его стоимость не растёт, а снижается. Таким образом, связь — единственная отрасль, где происходит дефляция стоимости одной единицы продукции.