Ранимость и инфантилизм: что доводит детей до точки

cover Коллаж Orda.kz

Самоубийство школьника, мальчики в юбках, злые учителя, растерянные родители и дети, которые не признают правил, навязанных взрослыми... Что происходит и как остановить поток детских смертей, сегодня, пожалуй, не знает никто. Разводят руками и в МВД – в половине случаев суицидов не находят причин. 

Прыгнувший с 11-го этажа ученик элитной школы в Алматы, к сожалению, стал инструментом сразу двух процессов – атаки на Назарбаев интеллектуальные школы (НИШ) и вспыхнувшего во многих странах мира поветрия с публичным надеванием юбок подростками мужского пола. 

Обозреватель Orda.kz Вячеслав Щекунских разбирался, почему дети видят только один выход из житейских ситуаций.

Сразу после трагедии в Алматы, впрочем, как всегда после детского суицида, начался медийный всплеск – сначала появилась масса публикаций об акциях учащихся, надевающих юбки. Потом статьи об учителе-иностранце с судимостью и ещё одной смерти – вундеркинда и выпускника алматинской НИШ. 

Масла в огонь подлило сообщение о том, что есть запись беседы куратора с учеником, появившемся на школьном мероприятии в юбке. Но даже её расшифровка не позволила понять, как могли слова учителя повлиять на парня, сделавшего решительный шаг вниз. Правда, одноклассники говорили, что он был дерзким и способным на экстремальные шаги. 

Ребятам по 17-18 лет, и это уже не совсем дети. Также не будем забывать, что поветрие с юбками гуляет по Европе уже лет пять – и учителя, и школьники соревнуются в гендерном киче.

Департамент полиции начал уголовное дело о доведении до самоубийства. Хотя не исключено, что в результате следственных действий выяснится, что это и не самоубийство было… И запись той самой беседы с куратором может оказаться ни при чём.

Акция учеников НИШ

Кривая статистики

ЮНИСЕФ задолго до последний трагических событий, а точнее, чуть более десяти лет назад опубликовал информацию о том, что казахстанское министерство образования и науки насчитало в 2009 году 264 случая суицида среди детей в возрасте от 5 до 18 лет. В 2010-м эта цифра стала меньше – зарегистрировано 256 случаев. Однако по версии Генеральной прокуратуры ситуация выглядит совсем по-другому. В 2009-м суицидов и попыток к суицидам было 144, в 2010-м – 152. В ЮНИСЕФ отметили непоследовательность и противоречивость этих данных.

Чуть позже ныне депутат мажилиса парламента Казахстана Дарига Назарбаева, ссылалась на информацию Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, в своём депутатском запросе приводила совсем другие цифры: в 2011 году было зарегистрировано уже 257 случаев и 592 попытки суицида. 

В числе самых распространённых причин суицида эксперты называют эмоциональное и физическое насилие, невнимание родителей, травлю со стороны ровесников, финансовые затруднения в семье. 

Депутат Назарбаева писала министру образования и науки о том, что после введения Единого национального тестирования количество самоубийств в Казахстане возросло примерно в три раза. 

В 2013 году Генпрокуратура зарегистрировала 341 случай завершенного суицида среди несовершеннолетних. Потом это опасное явление пошло спад, и в 2016 году отмечено 175 трагедий. Цифры подскочили в 2020 году – 449 фактов детского суицида. Причём, по информации МВД РК, в половине случаев их причина остаётся неизвестной.

Ежедневный суицид

Высказывание первого вице-министра образования и науки РК Шолпан Кариновой о том, что суициды всегда происходят дома и школа как бы ни при чём, которое прозвучало на пресс-конференции за несколько дней до случая в Алматы, вызвало бурю возмущения. 

«Ни одного случая суицида в организациях образования нет. Всегда это происходило в стенах домашнего очага. В первую очередь здесь должны об этих фактах знать родители. Если есть тревожность и опасения, родители должны обращаться к специалистам, чтобы предотвратить эти факты».

комментарий Шолпан Кариновой по факту самоубийства 13-летней девочки в Актобе

Журналисты тут же вспомнили президента Токаева, который поручил разработать меры по противодействию буллингу, кибербуллингу и профилактике суицида среди детей. 

Само слово «буллинг» пришло в лексикон политиков недавно, но факты травли в школах присутствовали всегда. Хотя психологи уверены, что несовершеннолетние стали намного более восприимчивыми.

У семи нянек…

В стране за проблему отвечают четыре официальных института:

  • совет при президенте по молодёжной политике;
  • уполномоченный по правам ребёнка (детский омбудсмен);
  • комитет по охране прав детей министерства образования и науки; 
  • комитет по делам молодёжи министерства информации и общественного развития. 

Естественно, почти у всех этих структур есть и региональные департаменты. Все они чем-то да занимаются: на многочисленных официальных сайтах отмечены следы их жизнедеятельности. Там же есть повести о мероприятиях по «молодёжной политике» и по «модернизации сознания». Подростки стали целевой группой и программы «Рухани жангыру». 

Может быть, из-за того, что структур несколько, они напоминают героев басни Крылова, а результат их деятельности или бездействия такой мрачный?

Что у них в головах?

В прошлом году эксперты кафедры философии и социально-политических дисциплин Пограничной академии КНБ РК опубликовали статью «Ментальный терроризм и его влияние на пограничную безопасность». Авторы приводят результаты опроса ста курсантов-первокурсников, то есть недавних школьников.

  • 84% считают, что процесс формирования нравственных ценностей у молодежи очень противоречив.
  • 37,8% опрошенных причину этого кризиса видят в дурном восприятии СМИ и подражании людям с низким интеллектом; 
  • 36,7% респондентов связывают его с отношениями в семье; 
  • 27,8% – с алкоголем и наркотиками; 
  • 23,3% – с Интернетом; 
  • 14,4% – с распространением и популярностью массовой культуры; 
  • 7,8% – с излишком свободного времени у молодёжи; 
  • 6,6% – с некачественным исполнением воспитательных функций образовательными учреждениями и недоступностью кружков и спортивных секций.

Заставляет задуматься ещё один блок ответов на вопрос «согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства».

  • 50% опрошенных считают, что для достижения цели все средства хороши; 
  • 32,3% выбрали вариант «возможно да, но с высокой долей ответственности»;
  • 63,3% респондентов не считают слабым человека, который в первую очередь думает о нравственности поступка.

А готова ли молодежь совершать альтруистические поступки? 

  • 36,6% готовы бороться за то, чтобы мир стал лучше; 
  • 56,7% не отказываются помогать людям;
  • 10% стремятся заслужить одобрение окружающих; 
  • 14,4% занимаются самосовершенствованием;
  • 4,4% желают избавиться от чувства вины;
  • 12,2% волнуют только слава и деньги.

О патриотизме

  • 45,6% считают, что патриотизм – это соблюдение законов своего государства и добросовестное выполнение своих обязанностей; 
  • 32,2% связывают его с готовностью посвятить свою профессиональную деятельность процветанию страны;
  • 13,3% уверены, что патриотизм – это вера в будущее страны; 
  • 5,5% отмечают, что это неинтересно молодым; 
  • 3,3% думают, что патриот – это не только герой, но и гражданин.

Опрос получился показательным и помог выяснить, что у трети молодых людей сверстники пьют и применяют наркосодержащие препараты. Но, несмотря на этот печальный факт, с осознанием патриотизма у них всё не так уж и плохо. Настораживает то, что у большинства цель оправдывает средства.

Дополню картину еще одним фактом, уже из исследований фонда Фридриха Эберта. Опрос проводили в 2020 году накануне введения локдауна, он охватил тысячу молодых людей от 14 до 29 лет. 

Почти половина респондентов считают, что школьное и высшее образование не отвечают требованиям мирового рынка труда. Студенты при этом констатируют, что нарушена система коммуникаций с преподавателями, она ограничивается только подачей информации, без обратной связи. 

Часть опрошенных в возрасте 14–19 лет уверены, что у детей достаточно прав. 

Почему им страшно

Выяснилось, что многие молодые люди испытывают страх из-за того, что не могут контролировать какие-то ситуации. 

  • 51,8% боятся войны;
  • 51,1% пугает бедность;
  • 50,8% все проблемы связывают с загрязнением окружающей среды и изменением климата;
  • 50,8% видят корень зла в коррупции;
  • 49,4% тревожатся из-за социальной несправедливости. 

Несмотря на то, что в целом молодые люди не испытывают сильных опасений по поводу потери работы, это очень сильно беспокоит респондентов-школьников. Также социологи пришли к выводу, что молодёжь пугает фактор конкуренции. 

Вы нам должны

На мой взгляд, следующий блок в опроснике помогает понять, почему инфантилизм и иждивенчество правят обществом.

  • 79% опрошенных считают, что государство должно брать на себя больше заботы и поддержки населения;
  • 36,7 % понимают, что улучшать условия жизни может труд.

Корень зла

Эксперты называют множество причин детских суицидов. Это и сексуальные преступления, и неблагополучные семьи, и пресловутый буллинг, и кибербуллинг, и наркотики, и, наконец, отсутствие взаимопонимания с родителями и школой.

Если это результат деятельности «групп смерти» в виртуальной и обычной среде, то почему правоохранительные органы и общественность за все эти годы этим угрозам не поставили заслон?

Скорее всего потому, что эти все причины на поверхности. Предлагаю копнуть глубже.

Ребёнок значительную часть дня проводит в школе. И именно эта среда должна формировать личность и давать эффект социализации. Даже если в семье есть «неполадки», педагоги не имеют права отмахиваться от дефектов воспитания. А у нас молодёжь не понимает и не признаёт конкуренцию. Это ли не признак инфантильности? 

Отбросим очевидно «хромые» методики школьных программ и откровенно слабое преподавание педагогики в вузах и согласимся с тем, что медийная часть воспитания по всему миру пущена под откос. Несколько лет назад героизировались субтильные вампиры. Сейчас самыми популярными фильмами стали марвеловские мутанты, комиксы о подвигах которых закладывают в подсознание неокрепших умов, что обычный человек – не супергерой, никогда им не станет, и вообще жизнь – копейка, цент, тиынка. 

Может быть, действительно, единственный героический поступок, который приходит в такую голову – красиво умереть, то есть шагнуть с крыши?

А юбка на мальчике – это просто кич. Ведь можно допустить, что парень её надел и после этого побеседовал с куратором или психологом в школе. И вполне возможно, что не их нотации подтолкнули его к непоправимому поступку.

Педагогическая школа

А может быть, дело ещё и в том, что в школах много учителей со средним специальным образованием и выпускников колледжей? 

Но ведь есть и учителя с опытом, которые постоянно повышают свою квалификацию! Но и тут никаких подвижек – по итогам учёбы они сдают пресловутые тесты, которые лишь демонстрируют, что обучившийся что-то помнит из нового материала. А понимает ли он, чему учился, и может ли это применить?

Проблема глобального характера

Судя по всему, поголовно введенное тестирование может оказаться гвоздём, который вбит в гроб неплохой в прошлом системы образования. «Тыкать» в варианты ответов – это не означает научиться думать и поступать разумно. И так во всей системе образования – оценка полученной информации, а не знаний.

Хотя это далеко не единственная проблема. Не будем забывать и о переполненности классов – психолог вряд ли может работать с каждым учеником. А у простого учителя (не педагога уже, видимо) знаний в психологии маловато, да и времени анализировать свои отношения с учениками тоже не хватает – на отчёты, выяснения отношений с родителями, подготовку к урокам, проверку «домашки» явно требуется не один час.

А ещё можно также вспомнить о противоречиях между школьным материалом и реальностью. 

Как найти рецепты и программы, которые помогут решить эти проблемы и оставят силы и время на то, чтобы в школе найти общий язык между теми, кто учит, и теми, кто пытается учиться?

Автор: Вячеслав Щекунских

Лента новостей

все новости