Работу психологов хотят регулировать в Казахстане
Фото: Midjorney
В Казахстане начали говорить о том, что деятельность психологов нуждается в определённом регулировании. О ситуации в сфере психологии рассказали эксперты на заседании Комитета по социально-культурному развитию в мажилисе, сообщает Orda.kz.
По данным депутата Айны Мурсалимовой, на учёте в центрах психического здоровья состоят более 300 тысяч казахстанцев.
«Мы должны видеть, как лечат человека и что лечат. Как осуществляется медицинская помощь в стационарах? Есть ли медико-социальная реабилитация? На каком уровне данное направление в системе ПМСП?» сказала депутат.
При этом в сфере серьёзный дефицит специалистов. Согласно нормативам, на одного врача-психиатра (нарколога) приходится 20 тысяч прикрепленного населения, а на одного детского психиатра, психотерапевта, психолога или социального работника — 60 тысяч человек.
«На сегодня в республике занято 202 ставки, что составляет 163 физических лица. Однако дефицит кадров колоссальный — не хватает 368 специалистов, из них 83 врача-психиатра, 69 детских психиатров, 81 психотерапевта, 60 психологов и 75 социальных работников. Мне кажется, что эти цифры очень заниженные!» подчеркнула Мусралимова.
При этом в стане действуют множество различных шаманов, экзорцистов, экстрасенсов и других «целителей». Президент Казахстанской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии Евгений Ян считает, что в Казахстане нужно отделить «психологов от шаманов» и допускать до работы с пациентами только людей с профильным профессиональным образованием.
«На первом этапе нужно убрать всех людей из психологии, не имеющих образования, оставить бакалавриат, профессиональную переподготовку определенного количества часов и выше. Дать время на то, чтобы специалисты без высшего образования пошли на переподготовку. В медицинских организациях ввести норматив — нужно быть клиническим психологом. Дать время на повышение квалификации или магистратуру. Ввести требования к повышению квалификации в консультативной практике», сказал специалист.
По его версии, дипломированный психолог должен состоять в профильной ассоциации и иметь лицензию на работу.
«Следующая проблема — отсутствие требований к образованию для ведения психологической деятельности. К нам обращается большое количество людей, которые говорят: „Я хочу быть психологом, я прошёл трёхмесячные курсы и уже готов консультировать клиентов“. Однако такие люди не владеют ни клиническими навыками, ни знаниями возрастной психологии, ни методами диагностики, ни нейропсихологии. Они не готовы к работе с пациентами, но, поскольку закона нет, на сегодняшний день любой человек может открыть кабинет и заявить: „Я лечу детей от суицидальных мыслей“. При этом, если он совершит ошибку, поставит пациента под угрозу, ему за это ничего не будет, так как нет закона, который регулирует эту деятельность и защищает людей, обращающихся за помощью», добавил Евгений Ян.
С этим согласилась и депутат Мусралимова, указавшая на то, что отсутствие правового регулирования привело к тому, что для психологов в Казахстане нет никаких профессиональных стандартов.
«Психологи, оказывающие государственные и частные услуги, работают все разрозненно, и каждое направление развивается как может. Отсутствие законодательно-правового регулирования приводит к тому, что работать с сознанием людей сегодня может кто угодно. Поэтому граждане оказываются незащищенными перед получением „помощи“ и „услуг“ псевдопсихологов. В большинстве стран регулирование психологической помощи охватывает вопросы лицензирования специалистов, стандарты оказания услуг, а также вопросы прав и защиты пациентов» сказала она.
По её словам, в США регулирование психологической практики осуществляется на уровне каждого штата. Для получения лицензии психолог должен завершить докторскую программу, аккредитованную Американской психологической ассоциацией, пройти определенное количество часов супервизируемой практики, успешно сдать экзамен для профессиональных психологов. В Великобритании деятельность психологов регулируется Советом по здравоохранению, нужно завершить аккредитованную программу обучения в области психологии, пройти стажировку или практику. Нужно зарегистрироваться в научном сообществе, что подтверждает соответствие профессиональным стандартом. Кроме того, Британское психологическое общество предоставляет дополнительную аккредитацию и поддержку.
Во Франции, Германии, Италии, Швеции и Финляндии психотерапевтическая деятельность регулируется на государственном уровне, существуют чёткие законы, определяющие права и обязанности практикующих психологов, требования к образованию и лицензированию.
Читайте также:
Лента новостей
- Каракалпакский активист успел уехать из Казахстана перед экстрадицией в Узбекистан
- Дети перестают думать: мешает ли ИИ обучению в казахстанских школах?
- В Казахстане бум торговых сетей. Прошлогодний рост оказался рекордным
- Президентский срок не должен обнулиться после принятия новой Конституции — Айдас Сарым
- Два гражданина Казахстана обманули американские страховые на миллиард долларов — прокуратура США
- Фильм «Марти Великолепный»: взрывной бенефис Тимоти Шаламе
- Опять не сходится: Китай показывает экспорт на миллиарды долларов больше, чем «видит» Казахстан
- Работодатель не сможет уволить одинокого родителя в РК
- Экс-полицейского отправили в колонию за кражу оружия в Улытау
- Психологов будут вносить в специальный реестр в Казахстане
- Новая Конституция не разрешает продажу земли иностранцам — Базарбек
- Конституционная реформа в РК: депутат потребовал «не раскачивать лодку»
- «Утопленники» и «конструкторы»: в Казахстан массово ввозят автомобили сомнительного качества
- Как Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан строят образовательный хаб и борются за лидерство
- В Ливии убит сын Муаммара Каддафи
- Потепление сменяется похолоданием: прогноз погоды на 4 февраля
- В реке Бадам в Шымкенте массово гибнет рыба
- «Дома холод собачий!»: жители целого микрорайона в Актобе жалуются на плохое теплоснабжение
- В Актобе пенсионера приговорили к 21 году лишения свободы за изнасилование 14-летней
- «Пока не изнасилуешь, не выходи»: в Шымкенте фигуранты уголовного дела стали свидетелями?



