Работа КТК полностью восстановлена. Что дальше?

cover

Завершился ремонт на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), через который проходит основная часть отгрузки казахстанской нефти, передаёт UpStream. Что это значит для Казахстана – подробнее на Orda.kz.

КТК заработал снова

Хорошая новость в мире энергоресурсов: пропускная способность терминалов КТК в Новороссийске была восстановлена. Ранее работа КТК была сокращена по причине неполадок и последующего ремонта одного из танкеров.

Казахстан успел воспользоваться хорошей новостью и начал увеличивать экспорт нефти. Сейчас пропускная способность вернулась к нормальному уровню. Это чуть менее 1,3 миллиона баррелей в сутки.

"В настоящее время буй полностью готов к перегрузки нефти на танкеры", – сообщили в компании.

Издание напоминает, что в августе 2022 года оператор КТК приостановил работу погрузочных буёв после обнаружения трещин. Тогда для сохранения энергопотоков оператор оставил в эксплуатации один более новый погрузочный буй.

В чём причины поломок КТК?

Некоторые западные аналитики, пишет UpStream, связывают перебои в поставках с попытками Москвы повлиять на экспорт казахстанской нефти после непризнания Астаной ДНР и ЛНР. КТК для Казахстана – один из жизненно важных факторов экономики. Так, согласно некоторым оценкам, до 98% казахстанской нефти проходит через территорию России на международные рынки. Как сообщает издание, после начала СВО экспорт российской нефти попал под международные санкции.

Примечательно, что работа КТК возобновилась после официального визита Касым-Жомарта Токаева в Москву. UpStream пишет, что это может быть связано с заверением Астаны о сохранении нейтралитета в противостоянии Запада и России.

Грядет обновление Карачаганака

Несмотря на ухудшение "энергетических перспектив" страны, уже сейчас партнёры по Карачаганаку инициируют расширение производственных мощностей. Это обойдётся в 700 млн долларов США. В источнике UpStream проект обозначен как КЭП-1В и должен начаться в 2023 году.

Карачаганак. Фото MCC.kz

По данным Caspian Pipeline, в прошлом году Карачаганак отгрузил более 78 млн баррелей газового конденсата – по сути, очень легкой сырой нефти – через Каспийский трубопровод. Энергоресурсы поставлялись в Европу и другие регионы мира.

Напомним, акционерами Карачаганака числятся Shell, Eni, Chevron, «Лукойл» и «КазМунайГаз».

Ни КТК одним

Впрочем, как ранее писал портал Pipeline Technology Journal, действия казахстанских властей показывают, что Астана находится в поиске новых путей для энергоресурсов.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал к созданию альтернативных маршрутов для экспорта нефти из страны, чтобы снизить ее зависимость от России.

Далее издание указало, что Токаев пообещал поддержку частным инвесторам и госкомпаниям в модернизации нефтеналивных мощностей портов Актау и Курыка. Он сказал об этом во время визитов в Мангистаускую и Атыраускую области в начале ноября.
Помимо этого, Токаев пообещал построить больше танкеров-челноков для перевозки казахстанских экспортных грузов через Каспийское море.

Токаев также призвал "КазМунайГаз" и другие нефтедобывающие компании изучить возможность строительства береговых нефтехранилищ. Впрочем, сделать это будет не так просто. Аналитики утверждают, пишет источник, что предложение по хранению потребует законодательных изменений. В их числе – ослабление некоторых прямых сборов за добычу нефти. Изменение законодательства замотивирует производителей хранить свою нефть, а не отправлять её на рынок после добычи.

Сейчас главными поставщиками нефти по каспийскому трубопроводу в Европу и на другие рынки являются два нефтяных месторождения. Это Тенгиз и Кашаган, а также упомянутый выше Карачаганак.

Лента новостей

все новости