Рабочие в Мангистау бастуют уже неделю: почему их не берут в «КазМунайГаз» и приехал ли к ним спецназ?

cover

Около 500 рабочих компании West Oil Software, практически весь коллектив, вышли на забастовку 11 декабря в селе Жетыбай Мангистауской области. Вот уже неделю они требуют: включить их компанию в состав «дочки» «КазМунайГаз», установить размеры зарплат в соответствии с единой системой оплаты нацкомпании и обновить технику. 

Представители КГМ все это время заявляют, что готовы выполнить только одно требование из трех — обновить технику. Корреспондент Orda.kz связался с Ерболом Турниязовым, гендиректором компании «Ойл Транспорт Корпорейшен», той самой «дочки» КГМ, в которую просятся бастующие и спросил, почему же они не готовы принять рабочих подрядчика в свой штат. В разговоре с журналистом он повторил практически те же доводы, что и руководство КГМ, но лишь более простыми словами:

«WOS это частная компания. И если ее сейчас принять в состав ОТК, то у нас увеличится штат, вырастут убытки. Ну и самое главное, что такие требования могут выдвинуть другие частные компании», 

West Oil Software называют подрядчиком КГМ, но фактически это подрядная организация именно «дочки». WOS обслуживает месторождение Жетыбай, которое разрабатывает ОТК. Часть из тех, кто 11 декабря вышли на забастовку, это бывшие сотрудники ОТК, которых уволили в 2018 году. Как заявляет Турниязов, чтобы избежать банкротства. 

«У ОТК в то время были финансовые сложности и пришлось уволить часть сотрудников по программе „5/50“. Это когда при увольнении сотрудник получает половину от пятилетнего заработка. Суммы у всех рабочих получились разные, но в среднем 11 миллионов тенге. На такой вариант согласились более 2000 человек. Часть из них перешли в подрядные организации, в том числе в WOS», — рассказал гендиректор компании «Ойл Транс Корпорейшен».

Он признает, что в 2018 году такой переход был неравнозначным, так как WOS заметно уступал по зарплатам ОТК и у организации практически не было соцпакета. Однако спустя пять лет, по его словам, эта разница стала не такой заметной.

«В 2018 году средняя зарплата в WOS была 235 тысяч тенге, сейчас — 735 тысяч. Если брать оплату труда в ОТК за 100 %, то в WOS работники получают примерно на 20 % меньше. При этом соцпакет там практически не отличается от того, что есть в «КазМунайГаз». Раньше работники WOS как раз поднимали вопросы по повышению оплаты труда и соцпакету. Можно сказать, что сейчас они уже решены», — отметил Турниязов.

При этом требование включениях их в единую систему оплаты турда КМГ бастующие высказывают именно из-за разницы в зарплате с работниками ОТК.  Недовольны они тем, что выполняют практически одну и ту же работу, что и сотрудники ОТК, но при этом получают меньше. Насколько меньше — озвучил сам директор «дочки» КМГ.

Все дни, что идет забастовка, возникает вопрос — почему частную компанию включить в состав «дочки» КГМ нельзя, но обновить технику нацкомпания частнику готова? По словам Турниязова, дело в том, что оборудование, которое использует WOS, находится у компании в доверительном управлении. Принадлежит же техника в реальности ОТК. 

«Это тоже было сделано в 2018 году. Чтобы сохранить рабочие места, технику, которая принадлежала ОТК, передали в доверительное управление WOS, чтобы бывшие работники могли продолжать на ней работать», — пояснил Турниязов.

По его словам гендиректора ОТК у WOS нет денег для покупки техники за свой счет. Как минимум пока. Поэтому ОТК и ее «мать» «КазМунайГаз» готовы помочь с этим. Всего за три года планируется приобрести 202 единицы. Правда, если деньги у WOS появятся, то «мать» и «дочь» не против, если к этому присоединится и подрядчик.

«Технику предполагается взять в лизинг. В первый год за нее точно будут платить ОТК. Второй и третий годы, возможно уже и сам подрядчик — в зависимости от финансовых возможностей. Оптимальный вариант пока прорабатывают».

Заменить технику рабочие требуют из-за ее сильного износа. То, насколько она изношена описывают слова одного из них: сквозь пол машины видно землю. 

Накануне журналисты издания Азаттык, находящиеся на месте забастовки, сообщили что в Жетыбай прибыли подразделения спецназа. Но в полиции Мангистауского региона заявили, что это не так:

«С самого начала забастовки там присутствуют сотрудники СОБР, но они находятся там исключительно для поддержания общественного порядка. Число сотрудников там не меняется, никаких усилений в последние дни не было».

В ДП отдельно подчеркнули, что специальный отряд быстрого реагирования — это не спецназ.

Напомним, на следующий день после начала забастовки суд признал ее незаконной. 13 декабря из West Oil Software уволили семерых бастующих рабочих, спустя два дня — еще 19 человек. 

Незаконной забастовку назвал и министр энергетики Алмасадам Саткалиев. При этом работники других предприятий Мангистау высказали протестующим поддержку.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости