Пытки, нарушения в расследовании и право на гласность: второй день суда по делу Дикого Армана в Алматы

cover Фото Orda.kz

В Алматы завершился второй день предварительных слушаний по делу Дикого Армана. Сторона защиты заявила о пытках подсудимых, фальсификации доказательств в требует гласности процесса. Подробности в материале Orda.kz.

Предварительные слушания по делу Армана Джумагельдиева и экс-депутата маслихата Кайрата Кудайбергена в Следственном изоляторе №72 Алматы длились два дня и не были завершены. Стороны защиты и обвинения вновь подали несколько ходатайств.

Отказ в отводе и требование гласности

14 сентября слушания начались с того, что судья Асхат Аширбеков отменил ходатайство адвоката Джумагельдиева Рены Керимовой об отводе гособвинителя, посчитав, что для удовлетворения просьбы оснований нет.

"Доводы стороны защиты не могут свидетельствовать о наличии у обвинителя личной заинтересованности в исходе дела. Остальные доводы в незаконности расследования являются предметом судебного разбирательства. Кроме того, согласно ст. 188 ч 2 УПК участие прокурора в расследовании не является препятствием для его участия в судебном процессе. Поэтому не имеется оснований полагать, что прокуроры лично заинтересованы в этом деле", объявил Аширбеков.

Также сегодня 10 потерпевших подали ходатайства об ограничении гласности во время главного процесса. Прошения от всех них в суд передал прокурор.

"Так как Арман Джумагельдиев является человеком из криминальной среды, я опасаюсь за свою жизнь и за жизнь своей семьи", пишет потерпевший под псевдонимом Секинбаев.
Фото Orda.kz

Содержания остальных ходатайств аналогичны. Обвинение поддержало эту позицию, прокурор заявил, что ходатайства должны быть удовлетворены. Ещё одной причиной ограничить гласность он назвал наличие в материалах уголовного дела трёх томов документов государственной секретности.

Ходатайство поддержала также адвокат потерпевших Гульнара Жуаспаева. Она считает, что опасения людей более, чем реальны, хотя прямых угроз никто из них не получал.

 "Султанова Алия, супруга умершего мужчины считает, что суд должен быть закрытым. Я как представитель потерпевших заявляю, что они не хотят идти в суд. Люди боятся. Султанова осталась одна с пятью детьми и ей страшно ходить в суд, к тому же в анкете указаны все её персональные данные. Нужно принять дополнительные меры безопасности. Здесь, в зале суда, очень много людей под подпиской, под домашним арестом", заявила Жуаспаева.

Противоположной позиции придерживаются все адвокаты Джумагельдиева (их тринадцать) и защитники остальных подсудимых. Сегодня каждый из них высказался о том, что данный процесс нужно проводить в открытом формате и в присутствии СМИ.

"В деле более 300 томов, и только три из них – под грифом секретно. Эти да, давайте в закрытом режиме рассмотрим. Кроме того, часть потерпевших уже засекречена. Поэтому попытка засекретить всё дело целиком, не оправдана. Нас вывезли в СИЗО, на процесс привезли не всех подсудимых, что уже является грубым нарушением их прав. Закрытие рассмотрения дела нельзя допустить, наш президент и наш народ должны знать правду, а прокуратура добивается обратного".
Фото Orda.kz

Она отметила, что считает попытку засекретить дело Дикого Армана провокацией и желанием сделать так, чтобы ни граждане, ни президент не слышали, как подсудимые будут давать показания и как будет проходить процесс. По её словам, пусть лучше те, кто боится, участвуют в процессе онлайн.

Адвокат Марат Мусин подчеркнул, что безопасность участников процесса и гласность – это разные вещи, а поддержка ходатайства потерпевших со стороны прокуратуры связана с тем, что во время следствия были допущены ошибки, которые вскроются и получат огласку, если процесс будет открытым.

"Безопасность не связана с гласностью. Общество заинтересовано получить ответы о том, что же произошло в январе. Я не хочу скандализации процесса, но желание прокуратуры закрыть процесс незаконно и немотивированно. Угрозы должны быть реальными, а на сегодняшний день никто из потерпевших не заявлял о том, что им угрожают. Обвинение боится, что вскроются чудовищные нарушения, которые имелись во время следствия", говорит Мусин.
Фото Orda.kz

О требовании гласности заявили и сами подсудимые. Талгат Махатов напрямую обратился к судье и попросил не идти на поводу у прокуратуры.

"Между народом и государственной властью встал буфер в виде правоохранительных органов, суда и прокуратуры. Я прошу суд не идти на поводу у прокуроров, которые сфальсифицировали уголовное дело. Дайте нам возможность доказать народу, доказать своим семьям правду, давайте донесём до общественности всю информацию о январских событиях. Считаю необходимым провести открытый процесс с присутствием СМИ".

Решение по этому вопросу суд ещё не вынес.

Пытки и фальсификация доказательств

О пытках в СИЗО высказались несколько подсудимых. Один из них, Бекзат Усенов, которого считают приближённым Дикого Армана, заявил о том, что находится на грани самоубийства из-за давления со стороны сотрудников учреждения.

"Они меня долго мучали, пытали, не дают моим словам выйти в общественность. Довели меня до суицида. Я этого не выдержу", сказал он.
Фото Orda.kz

Джумагельдиев заявил о том, что в СИЗО его подвешивали, били электрошокерами, а также оказывали психологическое давление. Однако ещё более резонансное заявление прозвучало из уст его адвоката Олега Чернова. Защитник сообщил, что существует видео, на котором якобы зафиксирован момент фальсификации доказательства вины Джумагельдиева, однако запись не приобщена к делу.

"Есть видео, где сотрудники правоохранительных органов берут пистолет, подкладывают ему в руки, придавливают пальцы к оружию и затем кладут рядом. Кроме того, полицейские применяли к моему подзащитному необоснованную физическую силу. Это тоже есть на записи".


Также он добавил, что ему и его подзащитному не дали должным образом ознакомиться с материалами уголовного дела.

"Я неоднократно ходатайствовал о том, чтобы мне предоставили материалы дела. Сначала прокурор отвечал, что не может мне их дать, так как с ними ещё ознакамливаются потерпевшие. Потом они вынесли постановление о том, что мы с моим подзащитным затягиваем ознакомление, и назначили нам график. Но этот график было невозможно выполнить физически. Нам давали по 10, по 20 томов в день!" сказал адвокат.
Фото Orda.kz

На основании этого Чернов ходатайствовал о возвращении дела в прокуратуру для устранения нарушений. Сторона обвинения и адвокат пострадавших Жуаспаева выступили против, заявив, что у 13 адвокатов Джумагельдиева времени было достаточно, а также им были предоставлены электронные версии всех документов. Решение по этому вопросу суд сегодня не вынес.

Очередное судебное заседание запланировано на 18 сентября. Orda.kz продолжает следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости