«Пусть всех убивают!» Как выносили приговор по делу о гибели двух алматинцев во время Кантара

cover Коллаж Orda.kz

7 февраля 2025 года военный суд алматинского гарнизона вынес приговор по громкому делу о гибели археолога Ерлана Жагипарова и жителя пригородного села Байсерке Ауэза Капсаланова во время Январских событий. Подсудимый Айтчан Аубакиров признан виновным в превышении власти с применением оружия или специальных средств. Его приговорили к семи годам заключения и обязали выплатить потерпевшей стороне моральный ущерб в 20 млн тенге, сообщает Orda.kz.

На оглашение приговора пришло много народу. Сотрудникам военного суда пришлось принести дополнительные скамьи, чтобы разместить в зале журналистов, а также родных и близких потерпевших и подсудимых. Председательствующий судья Айдар Секенов словно предчувствовал, что процесс будет сопровождаться скандалом. Поэтому перед тем, как зачитать резолютивную часть приговора, он обратился к присутствовавшим в зале с требованием соблюдать порядок и воздерживаться от эмоций.

«Признать Аубакирова виновным по части второй ст. 451 УК РК и назначить ему наказание сроком на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности. Меру пресечения в виде подписки о невыезде изменить. До вступления приговора в законную силу избрать ему меру пресечения в виде содержания под стражей. Взять под стражу в зале суда», — объявил судья.
Оглашение приговора. Фото Orda.kz

Сразу после этих слов в зал вошли конвоиры. Они надели наручники на подсудимого, закрыли его в клетке и принялись охранять. Напомним, Аубакиров на протяжении двух месяцев, что шли судебные разбирательства, сидел рядом со своими адвокатами. Потерпевшая сторона заявляла в самом начале процесса ходатайство, чтобы его заключили под стражу, однако судья тогда отказал. 

Оказавшись же в клетке, подсудимый не проронил ни слова до конца оглашения приговора. А вот его мама не выдержала и зарыдала во весь голос. В сердцах она крикнула: «Пусть всех убивают! Военные никого защищать не будут! Это были бунтовщики!» 

Под бунтовщиками пожилая женщина, вероятнее всего, подразумевала убитых Ауэза Капсаланова и Ерлана Жагипарова, что вызвало ответную бурную реакцию одного из друзей погибших. Неизвестный молодой мужчина на повышенных тонах заявил ей, что расстрелянные её сыном люди были мирными безоружными гражданами. Неизвестно, сколько бы ещё длилась перепалка, если бы судья не вызвал судебного пристава для удаления из зала возмутителя спокойствия. 

«Выясните его фамилию, будем привлекать к административной ответственности за нарушение порядка!» — дал указание приставу судья Секенов.
Айдар Секенов. Фото Orda.kz

Адвокат подсудимого Дина Сарсенова обратилась  к судье с просьбой запретить журналистам публиковать фото и видео скандального инцидента. Однако судья не отреагировал на эту просьбу, что, впрочем, неудивительно. С самого начала судебных разбирательств СМИ и так запретили снимать сторону защиты, то есть подсудимого, его адвокатов и родственников. 

После того как накал эмоций в зале спал, судья дочитал до конца текст приговора. Аубакирова лишили воинского звания подполковник и обязали выплатить брату и маме погибшего Ерлана Жагипарова по 10 млн тенге в качестве компенсации морального вреда. Подсудимому дали месяц для добровольного погашения гражданского иска. Кроме того, с него взыщут 61 200 тенге в Фонд компенсации потерпевшим и 1996 тенге в доход государства. 

Что касается компенсации материального ущерба, то суд отказал потерпевшей стороне.

«Материальный ущерб был заявлен в размере 34 млн 700 тыс тенге. Однако определить его точный размер не представляется возможным ввиду отсутствия подтверждающих документов. Поэтому суд признаёт право Жагипаровых Нурлана Тлеужановича и Бакытгуль Оразгалиевны подать иск в порядке гражданского судопроизводства согласно части первой ст. 170 УПК РК».  

Затем судья пояснил, почему он решил назначить подсудимому максимальный срок наказания, предусмотренный ст. 451 УК РК. Напомним, санкция по ней предусматривает от пяти до семи лет лишения свободы. 

«Давая оценку обстоятельствам дела, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина подсудимого Аубакирова доказана полностью. Его действия по части второй ст. 451 УК квалифицированы верно — как превышение власти или служебных полномочий. Он, будучи должностным лицом, совершил действие, явно выходящие за пределы его полномочий. Они привели к тяжким последствиям», — сказал судья.

Он отметил, что в действиях Аубакирова усматриваются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. К первым относится наличие у подсудимого двух малолетних детей. Ко вторым — совершение уголовного правонарушения в условиях ЧП и нарушение Аубакировым воинской присяги. 

Колонна протестующих во время Январских событий. Фото Orda.kz

Судья напомнил сторонам, что у них по закону есть 15 рабочих дней для обжалования приговора в апелляционной инстанции военного суда РК. После того как он покинул зал судебных заседаний, журналисты обратились за комментариями к представителям обеих сторон. 

«Мы не согласны с приговором, поскольку считаем, что он был вынесен на основании предположений и догадок. Нет ни одного свидетеля преступления. Более того, судмедэкспертиза показала, что нет ни одного входного отверстия со стороны спины погибшего Жагипарова. Ему в спину никто не стрелял! Все входные отверстия находятся спереди и с правой стороны», — заявил адвокат подсудимого Ерлан Избанов.  

Его оппоненты — брат и сестра погибшего Ерлана Жагипарова — придерживаются другого мнения:

«Мы не испытываем радости от приговора. Считаем, что это был маленький шаг к справедливости, потому что подсудимый действительно расстрелял двух мирных граждан. Я считаю это наказание недостаточным, хотя Аубакиров и получил максимальный срок по уголовной статье о превышении должностных полномочий», — заявил брат потерпевшего Нурлан Жагипаров.

Убиты при попытке к бегству

Напомним, трагедия разыгралась ночью 6 января 2022 года на площади Республики в Алматы. В тот вечер при невыясненных следствием обстоятельствах были задержаны двое мирных граждан — Ерлан Жагипаров и Ауэз Капсаланов. Они не были знакомы друг с другом, просто оказались в ненужное время в ненужном месте. Несколько часов их охраняли военнослужащие в/ч 5571 Нацгвардии МВД, но затем их отпустили. Однако домой мужчины не вернулись, поэтому родные и близкие стали искать их. Спустя пару дней тела Ерлана и Ауэза с огнестрельными ранениями и следами истязаний обнаружили в центральном городском морге. 

Следователи департамента полиции города Алматы возбудили уголовное дело по статье «Убийство двух и более лиц». По словам родных Ерлана Жагипарова, расследование прерывалось и возобновлялось несколько раз. В итоге полицейские вышли на единственного подозреваемого — заместителя командира в/ч 5571 по воспитательной, социальной и правовой работе подполковника Айтчана Аубакирова. Поскольку он был военнослужащим, дело передали в южное управление военно-следственного управления МВД. 

В ходе выяснения обстоятельств трагедии военные следователи переквалифицировали обвинение с убийства на превышение власти или служебных полномочий. Такая перемена объясняется тем, что преступление произошло в период действия в стране ЧП, когда силовики были наделены дополнительными полномочиями для проведения антитеррористических спецопераций. Им разрешили стрелять на поражение в случае вооружённого сопротивления неизвестных лиц, но с одной оговоркой.

«Применение оружия было разрешено только офицерскому составу силовых структур во избежание его хаотичного применения. Это было правильное решение», — считает адвокат потерпевшей стороны Сауле Копжанова. 
Сауле Копжанова и Нурлан Жагипаров. Фото Orda.kz

По версии следствия, Капсаланова и Жагипарова убили при попытке к бегству. Мол, когда военнослужащие Нацгвардии снимали с них наручники, то они предположили, что их будут избивать. Поэтому Ерлан грубо оттолкнул охранника и бросился наутёк, а Ауэз последовал его примеру. Подозреваемый Аубакиров дескать расценил это как нечто, выходящее за рамки дозволенного, и расстрелял мужчин из автомата Калашникова, убив наповал. К слову, сам Аубакиров так и не признал свою вину. 

«Я хочу выразить благодарность сотрудникам военно-следственного управления, которые в течение трёх лет кропотливо расследовали уголовное дело и изобличали Аубакирова в совершённом преступлении. Он изначально скрывал сам факт применения огнестрельного оружия. Получил 120 патронов и столько же потом сдал. Хотя в ходе судебного заседания сам признался, что произвёл порядка 10 выстрелов. Он должен был сдать меньшее количество патронов. Допрошенные в качестве свидетелей военнослужащие в/ч 5571 в унисон ему вторили и скрывали происходящее. Только под гнётом неопровержимых улик и доказательств Аубакиров через полгода признал сам факт применения оружия. До этого он это всё отрицал», — сказала Копжанова. 

Засекреченные свидетели обвинения

В августе 2024 года следствие по делу о гибели Капсаланова и Жагипарова завершилось. Почти четыре месяца ушло на изучение материалов участниками процесса. 18 декабря 2024 года начались судебные разбирательства. Три заседания прошли в открытом режиме, но затем судья Айдар Секенов неожиданно объявил процесс закрытым. 

«В материалах уголовного дела имеются подлежащие исследованию письменные доказательства и документы, содержащие секретную информацию и охраняемые законом тайну, которые разрешаются использовать только для служебного пользования», — пояснил своё решение судья.

Журналистам заявили, что процесс закрыли по ходатайству свидетеля защиты — полиграфолога. Она, мол, не хотела давать показания в присутствии СМИ, опасаясь за свою безопасность, поэтому суд пошёл ей навстречу. 

«Суд удовлетворил ходатайство свидетеля, чтобы сохранить состязательность сторон. Можно сказать, это было своего рода дипломатическим решением. Не забывайте, что поначалу суд по нашему настоянию объявил процесс открытым и успел допросить 90 % свидетелей и самого подсудимого Аубакирова. Поэтому, когда настал черёд стороны защиты ходатайствовать о закрытии процесса, то суд решил уважить её просьбу. Он мог, конечно, в закрытом режиме выслушать показания полиграфолога, но принял решение закрыть до конца весь процесс», — пояснила Копжанова. 

Мы выяснили, что с 19 июня 2014 года в правоохранительных органах нашей страны внедрена практика проверки сотрудников на детекторе лжи. Исследование проводится в трёх случаях: при приёме на работу, прохождении аттестации и во время служебного расследования. Когда и какую проверку проходил Айтчан Аубакиров и каковы её результаты, мы не знаем, поскольку суд засекретил эти сведения. 

Вывеска военного суда алматинского гарнизона. Фото Orda.kz

Как мы поняли, ходатайство полицейского-полиграфолога было только одним из официальных поводов закрыть громкий процесс для общественности. На самом деле суд хотел также защитить ключевого свидетеля обвинения, который согласился давать показания только в режиме секретности. Об этом случайно проговорился сам судья, когда зачитывал приговор. 

«Из показаний защищённого свидетеля под псевдонимом Берик следует, что он видел, как задержанные Жагипаров и Капсаланов побежали в сторону улицы Сатпаева. Он сразу услышал автоматные выстрелы, повернулся и увидел, как задержанные лежали на земле, на середине дороги. Никто из военнослужащих Нацгвардии и спасателей городской службы спасения, кто переносил тела потерпевших 7 января, не видел возле них оружия. Это означает, что потерпевшие были безоружны и никакой опасности не представляли». 

Один из свидетелей-военнослужащих в/ч 5571 говорил в ходе следствия и суда будто бы видел, как из кармана куртки задержанного Ерлана Жагипарова выпал нож. Всё подводилось к тому, что Ерлан, мол, был не таким миролюбивым, белым и пушистым, как его представляют родные и близкие. А тут вдруг засекреченный свидетель Берик, который наверняка тоже является военнослужащим, заявил обратное. 

Сам подсудимый Аубакиров утверждал в суде, что стрелял в неизвестных нападавших, пытавшихся протаранить на своей машине баррикаду бойцов Нацгвардии. Налётчики ехали со стороны хаотично созданной парковки и по ходу стреляли в них, поэтому он вынужден был применить оружие на поражение. Как под его огонь попали потерпевшие Капсаланов и Жагипаров, он пояснить не мог. Ситуация прояснилась, когда в суде выступили свидетели-военнослужащие в/ч 5571. Многие из них заявили, что не помнят никакого налёта на расположение своей баррикады 6 января 2022 года.

«К показаниям Аубакирова суд отнёсся критически, потому что они не соответствовали обстоятельствам дела. Материалами дела установлено, что тела погибших Жагипарова и Капсаланова лежали посередине дороги, ближе к баррикаде, а не среди припаркованных машин. Это доказано показаниями военнослужащих, которые были допрошены в ходе заседаний. Они показали, что утром 7 января 2022 года лежащие посередине дороги трупы они перенесли на край дороги. Показания этих свидетелей суд взял за основу при вынесении приговора как достоверные доказательства», — сказал судья.

А вот как он оценил действия подсудимого в момент совершения преступления:

«Аубакиров не дал объективную оценку происходящим событиям. Он полагал, что Жагипаров и Капсаланов осуществляют побег, поэтому произвёл выстрелы с автомата в убегающих людей. В результате данной ситуации потерпевшие скончались на месте происшествия... Эксперты дали заключение, что пули, изъятые из тела Жагипарова, были выпущены из автомата АК-74, который получил Аубакиров».

Уроки Кантарской трагедии

Мы освещали процесс, пока он был открытым. Обратили внимание, пока слушали выступления свидетелей-военнослужащих, что никакого строгого контроля за ними во время Январских событий не было. Никто из главкомата не проверял, сколько боеприпасов они получили для зачистки площади Республики от бунтовщиков и сколько потом вернули. В журналах учёта в/ч 5571 даже не было записи, что 6 января 2022 года подполковник Аубакиров стрелял на поражение. 

Мы полагали, что судья Секенов вынесет частное постановление министру внутренних дел, которому подчиняется Нацгвардия. Думали, что ему укажут на выявленные недостатки и серьёзные упущения в работе командного состава в/ч 5571 и попросят устранить их. Однако этого почему-то не произошло, хотя, когда происходят ЧП в силовых структурах, суды обращают внимание генералов на слабые стороны в организации службы подчинённых. Как так вышло, что главе МВД не указали на недостатки нацгвардейцев?

«Никто из сторон не ходатайствовал о вынесении частного постановления в адрес руководства МВД за бесконтрольность личного состава, поэтому судья не вынес его... Хотя мы выражали своё возмущение царившему в ходе Кантара беспорядку в в/ч 5571. Там не было толком даже учёта патронов. Человек же сдал в полном объёме полученные ранее патроны, хотя стрелял из стрелкового оружия и должен был вернуть меньшее количество патронов. Следствие изъяло более 400 автоматов Калашникова, и каждый автомат был отстрелян. Так смогли определить, из какого автомата были произведены выстрелы. Пули были извлечены из тела погибшего Жагипарова», — пояснила Копжанова.  

По словам Нурлана Жагипарова, сейчас его семья ожидает окончания следствия по другому уголовному делу, где его покойный брат Ерлан также фигурирует в качестве потерпевшего. Речь идёт о причинении телесных повреждений и применении спецсредств подозреваемыми военнослужащими Нацгвардии. Как только следствие завершится и материалы передадут в военный суд, нас поставят в известность.

Ночное дежурство полицейских-спецназовцев во время Январских событий. Фото Orda.kz

Напоследок мы спросили Нурлана, верит ли он, что подсудимый Аубакиров выплатит их семье 20 млн тенге в качестве компенсации морального вреда. Как он собирается распорядиться этими деньгами?

«Я сомневаюсь, что мы получим 20 млн тенге. Но если всё же Аубакиров выплатит их, то эти деньги пойдут на развитие волонтёрского движения и того, чем занимался Ерлан. Как вы знаете, он был волонтёром общественного фонда „Охотники за петроглифами“ и участником кампании по защите памятников истории в урочище Архарлы. Я ранее перечислил 12 млн тенге на счёт этого фонда. Из них пять миллионов были моими личными сбережениями, а семь миллионов я получил в своё время в качестве выплаты за гибель брата в ходе Январских событий. Если поступят новые средства, также перечислю их в фонд», — сказал Жагипаров. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости