Программа «Нацфонд — детям» разочаровала родителей
Фото: smi24.kz
В феврале в Казахстане начали начислять детям деньги из Национального фонда. Первые выплаты, это около 100 долларов, поступили на специальные счета, где они будут накапливаться до совершеннолетия получателя. Что думают об этом родители, узнал корреспондент Orda.kz
У каждого казахстанца моложе 18 лет теперь есть накопительный счет. По итогам 2023 года на него упали 100 долларов и 52 цента. Предполагается, что выплаты будут ежегодными, а использовать накопленное можно будет на покупку жилья или оплату образования. Но ни на то, ни на другое денег не хватит, уверены родители маленьких казахстанцев.
Предпринимательница из Актобе Самал Ендибаева в одиночку воспитывает четверых детей. Самому младшему три года. Дочкам 9, 13 и 19 лет. Новость о программе «Нацфонд—детям» она восприняла с позитивом.
«Самая идея накопления очень правильная. Многим семьям сегодня вообще не удается ничего накопить. Когда исполнится 18 лет, думаю, максимум на учебу направим. Потому что она платная везде», — говорит Самал.
Но особого воодушевления после первой выплаты мать не испытывает. Сумма незначительная, чтобы на нее всерьез можно было рассчитывать.
«Я даже не проверяла, упала ли эта сумма на счета. Ну что там 100 долларов? Сегодня эта сумма маленькая, а через 10 лет – непонятно что будет», — отметила она.
Серьезная поддержка, по мнению Самал, это минимум тысяча долларов — тогда это будет реальной помощью. Сегодня, чтобы обеспечить детям условия для жизни, она работает целый день. О будущем сбережений детей пока не задумывалась.
Ольга Климонова работает председателем КСК. Она тоже мать четверых детей. 100 долларов в год в качестве накопления на образование Ольга называет издевательством. Женщина уверена, что в цифре не хватает как минимум еще одного нолика:
«В год дают по 100 долларов. А к 18-летию ребенок получит в районе 400 тысяч тенге. Это же такие крохи. На что их хватит, я даже не представляю».
Сейчас Ольга за детский сад, куда ходят ее погодки — сын и дочка, платит ежемесячно 32 тысячи тенге. Это почти половина её зарплаты. Многодетная семья выживает за счет старшего ребенка. В 16 лет он подрабатывает на автомойке.
Новая программа никак не повлияет ни на будущее, ни на настоящее детей из многодетных семей, уверена Ольга. Многим таким семьям приходится выживать, потому что оформить адресную социальную помощь удается далеко не каждому, а льготы в Казахстане положены только получателям АСП.
«Там нужно устроиться на работу с мизерной зарплатой или получить справку о такой зарплате. А дома ни в коем случае нельзя делать ремонт. Потому что каждый квартал приходит проверка. Понимаете? То есть, надо жить в условиях маргинальной личности, обманывать себя и государство ради того, чтобы получить эту помощь», — говорит Климонова.
Жительница Алматы Салтанат Балтабаева воспитывает двух девочек. О начислениях из Нацфонда она узнала через СМИ. И эта новость ее не обнадежила.
«Это очень хорошая идея, которую давно надо было реализовать. Но не в такой же смешной сумме. Сто долларов в год. Ну давайте это поделим на 12 месяцев. Даже бомжи за границей больше получают, чем наши дети. Лучше бы не создавали такую программу», — возмущается Салтанат.
Правозащитник Алима Абдирова сравнила детский бюджет с расходами Казахстана на армию чиновников и депутатов.
«Во всем должна быть соразмерность. Мы до сих пор не знаем, какую зарплату получал первый президент Казахстана. Если эта информация секретная, значит, речь идет об огромных деньгах. А какие суммы расходуют на депутатов парламента, которые принимают законы? В год пусть это будет сумма в несколько тысяч долларов: на кабинет, транспорт, бензин, поездки. Еще квартиру дают съемную. И сравните эти суммы с суммой детских начислений. Разница очевидна. Для чего это делается? Чтобы наши дети сегодня чувствовали себя нищими? Чтобы была соразмерность, нужно как минимум хотя бы полторы-две тысячи долларов в год начислять каждому», — возмущается Алима.
Марат Абдурахманов не видит перспективы, которую якобы дает новая программа. Как отец двоих детей и экономический эксперт он советует не рассчитывать на эти деньги:
«Деньги будут начислять на счета, которые физически находятся в ЕНПФ и управлять ими будет Нацбанк. Дети, достигшие 18 лет, смогут использовать их только в рамках госпрограмм, а не получат в виде денег».
Непонятна специалисту сама перспектива сохранения стоимости денег. При огромной разнице между доходностью Нацфонда и инфляции доллара она сомнительна.
«При средней доходности Нацфонда 1,5 % и инфляции доллара 3 % понятно, что стоимость этих денег за 18 лет снизится. На сайте Минфина нет данных, в какие активы конкретно вложены деньги Нацфонда, это приложение имеет гриф ДСП, для служебного пользования. Перевод этих денег в госфонды по типу Отбасы банка и т.д. с учётом начислений этого года не даст ощутимой поддержки в будущем. При ежегодном начислении 100 долларов и текущей доходности, через 18 лет дети получат 2000 долларов, а инфляция доллара составит 54 %. То есть, в текущих ценах дети получат около 1000 долларов», — говорит экономист.
Марат Абдурахманов предлагает помогать детям сегодня, а не хранить доллары на счетах.
Часть родителей предлагают увеличить сумму начислений до тысячи долларов в год и дать возможность семьям их обналичивать.
«На деньги, изъятые у коррупционеров, строят школы. Я думаю это неправильно. Строить школы и детские сады нужно из бюджета. А вот деньги коррупционеров, если сложить на количество детей и разделить их, то можно направить тоже в детский накопительный фонд», — предлагает Алима Абдирова.
По мнению опрошенных нами казахстанцев, идея программы «Нацфонд — детям» — правильная и долгожданная. Но реализована она так, что оказалась практически бесполезной. По существу, она не решает текущих проблем детей, а финансовые перспективы на будущее рисуются весьма туманными.
Читайте также:
Лента новостей
- Четыре зампреда ушли из «Атамекена» втихую
- Forbes ждёт новые имена. «Казахмыс» и «Казцинк» меняют владельцев
- Нового солиста группы «Нұр-Мұқасан» избили — пострадавший обвиняет экс-участника коллектива
- Водителя «Яндекса» пытались задушить и угнали его машину в Алматинской области
- Наводнение во Вьетнаме: будут ли эвакуировать казахстанских туристов?
- Бюджет трещит по швам: на что Казахстан снова занял триллионы
- Суд не стал наказывать женщину, выбросившую своих детей из окна в Павлодаре
- Скандал в полиции Мангистау: после обвинений в хищениях в регион приехала комиссия МВД
- «Назвала его алкашом»: пьяный мужчина 16 раз ударил ножом и убил свою 15-летнюю дочь
- Без виз в Европу? Как Казахстан добивается упрощения визового режима с ЕС
- «В голод одна птица могла прокормить весь аул»: что волнует современных беркутчи
- «Мы не занимаемся преступниками» — Смадияров о деле подручного Кожамжарова
- Культура отмены по-узбекски: как шутка Безрукова обернулась национальным скандалом
- Последние часы жизни Яны Легкодимовой — шокирующие кадры показала полиция
- Смерти на угольной «дочке» «Самрук-Казына» продолжаются: погиб ещё один рабочий
- В бой идут одни старики — у аксакалов отбирают право на свет и воздух
- «Я же не пропагандирую это» — депутат Едил Жанбыршин признался в своей сексуальной ориентации
- Казахстан бьёт антирекорды: в каком рейтинге страна оказалась в числе аутсайдеров
- Построить ГЭС на Сайране предложили акиму Алматы
- 140 смертей за год: что происходит с медициной за решёткой? Нам ответил Минздрав



