Продовольственная безопасность: всё ли хорошо у Казахстана в этом вопросе?

cover Фото pixabay

Orda.kz разбиралась, как в Казахстане обстоят дела с продовольственной безопасностью, от кого она зависит, и что нужно сделать, чтобы мы больше производили сами, чем закупали за рубежом

Когда с высоких трибун ООН упоминают о проблеме продовольственной безопасности в мире, то на ум сразу приходят африканские страны. Невозможно себе представить, чтобы благополучный, обладающий хорошим потенциалом Казахстан мог хоть отдалённо сравниваться с любым из государств этого континента. Но когда узнаёшь, что продовольственная безопасность тесно связана с производительностью сельского хозяйства в стране, то тема перестает быть столь фантастической. Особенно если разложить это понятие на составляющие и углубиться в казахстанские реалии.

Продовольственная безопасность является элементом национальной безопасности любого государства. Все граждане в любой момент времени должны иметь физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» (1996) говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безвредным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода. 

Кроме того, продовольственная безопасность является одной из главных целей экономической и аграрной политики государства. И вот тут у Казахстана не все гладко. 

Аналитический центр Economist Impact, занимающийся сбором, анализом и прогнозированием различных данных разработал т.н. «глобальный индекс продовольственной безопасности». Это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира. Оценка осуществляется в 113 странах с учётом множества показателей, которые объединены в четыре большие группы. 

  1. Доступность и потребление продуктов питания – измеряет способность потребителей покупать продукты питания, их уязвимость к ценовым потрясениям, а также наличие программ и мер поддержки потребителей при возникновении потрясений.
  2. Наличие и достаточность продуктов питания – измеряет сельскохозяйственное производство и внутрихозяйственные возможности, риск перебоев в поставках, национальный потенциал по распространению продовольствия и исследовательские усилия по увеличению сельскохозяйственного производства.
  3. Качество и безопасность продуктов питания – измеряет разнообразие и питательную ценность обычных рационов, а также безопасность пищевых продуктов.
  4. Устойчивость и адаптация – оценивает подверженность страны воздействию изменения климата; его восприимчивость к рискам, связанным с природными ресурсами; и как страна адаптируется к этим рискам.

И если с первыми двумя пунктами у нас пока всё неплохо, то по оставшимся сигнал об опасности слышен всё громче. Дело в том, что, во-первых, наблюдая текущую картину в сельском хозяйстве, видно, что мы так и не научились адаптироваться и сводить к минимуму риски, связанные с природными ресурсами. Во-вторых, как гром среди ясного неба 28 июля 2023 года из столицы пришло сообщение о том, что правительство признало Национальный Проект по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021-2025 годы утратившим силу. Если точнее, то это:

  • Концепция развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021–2030 годы;
  • План развития и операционный план Министерства сельского хозяйства.

Хотя заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Ербол Есенеев считает, что бизнес не заметил ни принятие нацпроекта в работу, ни уж тем более его отмену.

Проблема №1. Управление хозяйством

«Все начинается с вопроса компетенции лиц, принимающих решения. Эти бесконечные трансформации, передачи полномочий из Минсельхоза в Минэкологии и обратно, частая смена руководителей. Всё это ни к чему хорошему не приводит. Сначала воду отдали под управление МСХ, потом в Минэкологии. Поэтому и нацпроект по развитию АПК отменён, потому как он чиновникам не нужен. Воду нельзя сравнивать ни с нефтью, ни с какими-то другими ресурсами. И неправильное управление им приводит к таким последствиям, которые мы сейчас наблюдаем. Наверное, нужно создавать отдельное агентство с подчинением премьер-министру страны или президенту. Печально то, что чётких показателей (KPI) ни у одного из госорганов нет, по которым можно было бы отследить исполнение. Они могут ещё пятьсот таких программ нарисовать – уверен, бизнес этого, к сожалению, никак не ощутит. Развитие АПК, безусловно, нужно Казахстану, его гражданам, но должен быть здравый подход, разумная концепция, некий план устойчивого развития и понимания, что мы производим через год, через 10 лет и т.д.». 
https://pixabay.com/
Фото pixabay.com

Проблема №2. Зависимость от соседей

Наши общие водные ресурсы рек в средний по водности год составляют 100,5 км3, из которых только 56,5 км3 формируются на территории республики, остальной объём – 44 км3 - поступает из сопредельных государств: КНР – 18,9 км3, Узбекистана – 14,6 км3; Кыргызстана – 3 км3; России – 7,5 км3. 

Кто у нас отвечает за «водную дипломатию»?

«Сейчас это Минэкологии, Комитет водных ресурсов. Хотя к ним этот вопрос не должен относиться. К МСХ это тоже никакого отношения не имеет. Возможно, настало время создать отдельный орган, который занимался бы и государственной политикой, и переговорными процессами. У нас даже МИД задействован в этих проблемах, но по остаточному принципу. Нет комплексного стратегического подхода, как решать проблему с водой со всеми нашими соседями. Из 100 кубокилометров половина затекает от соседей. Это же риск! И никто толком не занимается этим», говорит Ербол Есенеев.

Что делать?

Выход только один. Активней работать с проблемой №3 – неумением Казахстана распоряжаться существующими водными ресурсами и сбором воды.

Из-за глобального потепления поменялись влагообменные процессы. И, несмотря на те же осадки при их несколько ином распределении и плюс ещё с повышением температуры, у нас уже сложился другой гидрологический режим. Он уже не соответствует режиму эксплуатации нашей водохозяйственной инфраструктуры, которая когда-то была спроектирована именно для условий стационарного климата.

Это тоже одна из главных проблем, несмотря на то, что у нас бывают паводки, которые мы так и не научились регулировать или аккумулировать. Парадокс! Затопления при остром дефиците воды. А всё потому, что условия наших существующих гидроузлов (систем водоснабжения) не позволяют работать в таком режиме. Требуется перестройка, оптимизация. Новых каналов, водохранилищ катастрофически не хватает.

Кроме того, имеющуюся у нас воду мы используем очень расточительно, бесхозяйственно. Из-за неумения распоряжаться водой потери очень большие: КПД наших существующих оросительных систем и каналов менее 0,5

Ербол Есенеев считает, что призывы к фермерам использовать водосберегающие технологии не в полной мере отражают суть проблемы.

Ербол Есенеев
Ербол Есенеев. Фото из личного архива
 «Сегодня все говорят о бережливом использовании воды, когда речь заходит о фермерах. Но постойте! Дайте им возможность купить оросительную систему. Импортная дождевальная система на 100 га стоит 100 000 долларов, а своего производства у нас нет. Её никто не сможет себе позволить ни в кредит, ни в лизинг, везде нужны солидные залоги на стоимость в 300 тыс. долларов. Т.е. мы знаем корень проблемы, но это надо решать. Люди готовы заниматься фермерством, однако создайте все условия для этого. Вода ещё есть, и есть препоны бюрократического характера. Ни одно ведомство так и не подошло системно к вопросу сохранения и сбора воды. Весной её много, летом-осенью дефицит. Водохранилища, каналы в плачевном состоянии».

Возвращаясь к теме продовольственной безопасности надо сказать, что по большинству показателей этой самой безопасности Казахстан занимает не самые плохие места. Но в двух из них мы сильно отстаем, и они связаны с водой.

Согласно данным глобального индекса продовольственной безопасности ((Global Food Security Index) by the Economist), показатели у нас стабильно росли. Если в 2021 году у нас был 51,1 балла, то в 2022 году уже 72,1 балла из 100. Однако, если по большинству показателей мы демонстрируем неплохие результаты, то по уровню инфраструктуры орошения (процент культивируемой сельскохозяйственной земли под орошением, FAO) у нас – позорные 2,1 балла, при среднемировом – 20,5. А по риску нехватки воды для сельского хозяйства (отношение объёма использованной воды к объёму возобновляемой воды, WRI Aqueduct) – 25 баллов, при среднемировом – 40,9.

Показатели по воде в сельском хозяйстве. Глобальный индекс продовольственной безопасности в 2022 г.

https://impact.economist.com/sustainability/project/food-security-index/explore-countries/
Источник: https://impact.economist.com/sustainability/project/food-security-index/explore-countries/

Казахстан и Глобальный индекс продовольственной безопасности в 2022 г. 

Источник: https://impact.economist.com/sustainability/project/food-security-index/resource-library
Источник: https://impact.economist.com/sustainability/project/food-security-index/resource-library

Возникает вопрос: каким образом все эти годы мы имеем хорошие показатели по

  • Доступности и потреблению продуктов питания,
  • Наличию и достаточности продуктов питания,
  • Качеству и безопасности продуктов питания,

если по уровню инфраструктуры и достаточности воды для сельского хозяйства мы словно одна большая, всеми забытая пустыня? Скорее всего, значительная часть с/х продукции, которая у нас появляется на столах – импортные. Данные бюро национальной статистики и слова Есенеева это подтверждают. 

«Ещё одна проблема. Мы мало производим внутри страны. Мы продали с/х продукции в виде сырья на 5,6 млрд долларов США, а в виде готовой продукции завезли на 5,8 млдр долларов. И получили отрицательное сальдо около 264 млн. Если же говорить о потенциале сельского хозяйства, то гипотетически Казахстан может прокормить население в 200 млн человек. Одна Алматинская область способна обеспечить весь Казахстан. Однако, как уже говорилось, помимо проблем с водой, мы имеем ещё и проблему управления всем этим хозяйством».
В Израиле более половины площади страны приходится на пустыни, а климат и нехватка воды не содействуют ведению хозяйства. Однако показатели по воде в сельском хозяйстве у Израиля куда лучше наших. Поэтому они в большей степени экспортируют с/х продукцию, нежели завозят чужое. Потому что умеют правильно поливать.

Площадь культивируемых земель в сельском хозяйстве РК снизилась на 35% с 1993 по 2020 годы. При этом шло постоянное снижение площадей на орошении на 64% (с 34 060 тыс. га на 22 136 тыс. га). Для сравнения, на сегодня площадь орошаемых земель в Израиле составляет всего 200 тыс. га.

pixabay
Фото pixabay

 Итак, многолетнюю проблему полива сельхозугодий в Казахстане можно уместить в 3 главных пункта:

  1. Неэффективная водная инфраструктура в целом по стране (78% каналов не облицованы);
  2. Неумелое потребление воды в сельском хозяйстве (отсутствие нужных систем орошения, подходящих для разных с/х культур, чтобы экономично и равномерно распределять воду);
  3. Неверное управление всей водной системой РК государственными органами (низкая квалификация кадров, проблемы менеджмента и разделения полномочий между разными ведомствами).

Как видно, адекватное водоснабжение является непременным условием продовольственной безопасности страны. Вода используется для орошения с/х культур и сильно влияет, например, на развитие животноводства в стране, благодаря которому мы в теории и на бумаге «способны накормить весь мир» нашей замечательной говядиной. 

Редакция Orda.kz попробует разобраться, почему всё-таки правительство обнулило план развития АПК, не предложив ничего путного взамен? 

Автор: Даниил Радостовцев

Читайте также:

Лента новостей

все новости