Приоритетное право на добычу лития в Казахстане получат корейские инвесторы

cover Фото: Freepik.com

У инвесторов из Южной Кореи будет приоритетное право на разработку месторождений лития в Восточно-Казахстанской области. Стоимость ценных ресурсов, которые могут добыть в ВКО, оценивают в 15,7 млрд долларов, сообщает Orda.kz.

Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев сообщил журналистам, что Корейский институт геонаук и минеральных ресурсов (KIGAM) будет иметь приоритет при выборе инвестора, который может заняться разработкой месторождений лития в Казахстане.

«Я очень приветствую, что компания KIGAM нашла крупные залежи лития в Казахстане, которые потенциально можно промышленно разрабатывать. Для нас это большая помощь, которая позволит стать частью нового энергетического перехода. В этом случае мы, конечно же, в первую очередь поддерживаем правильного технологического партнёра, у которого есть настоящие, рыночно доказанные компетенции по разработке лития»,отметил глава Минпрома.

В ответ на вопрос о том, могут ли отечественные компании заняться добычей лития в ВКО, министр посоветовал проверить, какова доля аккумуляторов, производимых этими фирмами, на мировом рынке. Он добавил, что приоритетное право корейского института на добычу лития в Казахстане зафиксировано законодательно.

«Есть международно принятое положение, оно у нас прописано в кодексе о недрах: компания или лицо, осуществившее геологическую разведку, поставившее эти запасы на государственный баланс, обладает приоритетным правом на их добычу. Я считаю это совершенно закономерным», — добавил Канат Шарлапаев.

Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов также говорит о перспективе добычи лития корейским инвестором как о вероятной. Но отмечает, что сотрудничество с азиатскими странами в сфере недропользования требует пересмотра подходов к роли Казахстана в этом процессе.

«Большая часть ресурсов должна оставаться в Казахстане и продаваться непосредственно от государства или казахстанских инвесторов, а не по СРП или другим непрозрачным контрактам, как это было раньше. Это поможет избежать перехода от нефтяной зависимости к зависимости от редкоземельных элементов. Также следует пересмотреть участие офшорных компаний в недропользовании и обеспечить продажу сырья непосредственно конечным пользователям, минуя посредников», считает Расул Рысмамбетов.

По словам финансового аналитика, прежде чем привлекать крупных стратегических недропользователей вроде KIGAM для разработки казахстанских месторождений, придётся решить вопросы, касающиеся прибыли государства от этих проектов. Но очевидно, что потенциал у этой отрасли богатый.

«Вектор наших инвестиционных преференций должен смещаться от прямых сырьевых договоров к участию на рынках капитала для финансирования развития казахстанских проектов, а также к диверсификации финансирования, включая азиатские источники», резюмирует Расул Рысмамбетов.

Между тем зарубежные эксперты уже отметили, что за право на добычу казахстанского лития может развернуться настоящая экономическая битва между инвесторами из Южной Кореи и России, которая тоже испытывает «литиевый голод». Так что ответ на вопрос, кто будет извлекать прибыль из разработки месторождений лития в ВКО, пока давать рано.

Мы подробно рассказывали о том, чем ценен литий, почему его добыча в Казахстане слабо развита и какие ещё богатства скрываются в недрах страны. Читайте о «литиевой лихорадке» в этом материале.

Читайте также:

Лента новостей

все новости