Сколько денег уходит из РК в офшоры и почему надо помогать богатым, рассказал эксперт

cover Источник фото: www.gd.ru

Продолжая тему о сложностях деофшоризации казахстанской экономики и установления реальных владельцев стратегических активов страны, Orda.kz поговорила с экспертом Института инновационной экономики, профессором КазНУ Магбатом Спановым.

По его словам, чтобы детально разобраться в этой теме, нужно по крайней мере работать в Национальном банке. Потому что только финрегулятор даёт официальное разрешение выводить деньги в офшорные зоны и ежегодно публикует список разрешённых офшорных зон, куда казахстанцы или казахстанские компании могут официально переводить финансовые средства. Но узнать, кто реально чем владеет и кто за кем стоит, невозможно без специального расследования силами государственных органов.

"Ещё, наверное, неплохо сотрудничать с Минфином США, который сейчас активно занимается расследованиями офшорных зон, куда многие физические и юридические лица прячут свои доходы от налогообложения. Другой способ узнать конечных владельцев – это инициирование судебных процессов. Как мы это видели на примере дела того же БТА Банка", – сказал эксперт.

Схема Аблязова

Речь идёт о расследовании касательно того, как бывший владелец БТА Банка Мухтар Аблязов и его помощники выводили из Казахстана банка восемь миллиардов долларов. Если коротко, создавались иностранные компании, в основном с регистрацией в офшорных зонах, с участием казахстанских учредителей, которые получали у банка льготные кредиты и не возвращали их или возвращали только часть суммы.

Кроме этого, иногда в Сеть попадают документы типа Панамского досье. Чаще всего такое происходит благодаря хакерам.

"Также, с моей точки зрения, деньги, которые в свое время выводились из Казахстана, заходят обратно через офшорные зоны. Потому что в Казахстане можно реализовывать проекты с более высокой прибылью, чем на Западе. Сюда, в первую очередь, относятся горнодобывающие и нефтегазовые отрасли. Кроме этого, отдельно стоит упомянуть таможню "Хоргос". Там идёт много теневой продукции, проходят очень крупные денежные потоки", – рассказал Спанов.

Магбат Спанов. Фото из личного архива

Амнистии недостаточно

В Казахстане официальная статистика по теневому сектору начала считаться с начала нулевых. В последние годы она фиксируется на уровне около 30% от ВВП. Если перевести на понятные цифры, это около 55–65 млрд долларов США теневого оборота ежегодно. По экспертным оценкам, эта цифра на порядок выше – где-то 50–60% от ВВП. Поэтому, чтобы деньги работали на национальную экономику, были применены механизмы амнистии и легализации этих средств. Всего в Казахстане амнистия капитала проводилась трижды.

"Но я ещё после второй легализации говорил, что мало обязать предпринимателей декларировать свои доходы и собственность. Необходимо закрыть лазейки для вывода теневых средств и законодательно запретить вывод денег в офшоры", – отметил Магбат Спанов.

Спасаясь от рейдерства

Ещё один фактор, который сильно влияет на бегство капитала, заключается в том, что иностранные инвестиции более защищены законодательством и всегда имели приоритет перед внутренними инвесторами.

Более того, отечественные собственники хуже защищены от рейдерских захватов со стороны ОПГ или конкурентов, чем иностранные компании. И поэтому те бизнесмены, у кого имеется возможность вывести деньги за границу, стараются сделать это через офшоры для минимизации финансовых потерь. А потом возвращают их в качестве иностранных инвестиций, которые уже лучше защищены от давления.

"И если мы каким-то чудом всё-таки сможем раскрыть конечных бенефициаров всех компаний, то, наверное, будем очень удивлены. Потому что чаще всего это будут бывшие или действующие чиновники или их родственники, как, например, Храпуновы или другие", – сказал Спанов.

Роковое решение

"Одним из лучших премьеров Казахстана я считаю Акежана Кажегельдина, но приходится признать, что именно с него началось всё это безобразие. Когда он, будучи госслужащим, министром, объявил себя международным брокером. И тогда же он допустил фатальную ошибку в экономике, внедрив схему приватизации по инвестиционным проектам. Один из примеров: приватизация в 1996 году энергосистемы Алматы компанией "Трактебель". Она заплатила всего пять миллионов долларов. А через несколько лет продала государству обратно за сто миллионов долларов, почти не инвестировав в систему", – рассказал профессор Спанов.

Также спикер напомнил, что до этого момента приватизация допускалась через ПИКи (приватизационные инвестиционные купоны). В 90-е годы в Казахстане учредили 17 фондов. И все граждане Казахстана старше 18 лет получили по 10 таких купонов, чтобы участвовать в приватизации экономики Казахстана. Но из 17 фондов 16 были объявлены убыточными. Единственным фондом, который, по словам его руководства, сумел расплатиться со своими вкладчиками, стал «Бутя».

"В своё время я занимался исследованиями проблем экономической безопасности и теневой экономики. И эти схемы с офшорами ещё тогда вызывали много вопросов. Когда благополучные предприятия доводились до банкротства и продавались на аукционах по голландскому методу торгов, например, тот же машиностроительный завод Кирова или Карагандинский металлургический комбинат", – продолжил эксперт.

Больше доноров

Как уже было отмечено выше, Нацбанк каждый год публикует список офшорных зон, с которыми могут работать в Казахстане. Но этому пора уже положить конец, уверен профессор. Так как расходы казахстанского бюджета сегодня только наполовину обеспечиваются за счёт налогов, а остальное закрывается из средств национального фонда.

"По моим подсчётам, в Казахстане ежегодно выводится от 3 до 6 млрд долларов благодаря офшорам и прочим лазейкам. Юридически можно запретить или резко сократить в течение пяти лет все офшорные зоны для работы в Казахстане. Также для оздоровления экономики необходимо пересмотреть налоговую политику в отношении регионов", – продолжил Спанов.

Так, в советский период в Казахстане насчитывалось 20 регионов. Из них 11–12 всегда были донорами республиканского бюджета. А сейчас из тех же 20 регионов только четыре – доноры, а все остальные получают субвенции. Поэтому нужно навести элементарный порядок в экономике и финансовой сфере. Там, где большие деньги, всегда бывают большие проблемы. И здесь нужно двигаться не постепенно, а провести резкую, но рациональную реформу, прежде всего, в изменении Налогового кодекса.

Необходимо большое внимание уделить реформированию финансовых потоков в регионах. Чтобы в Казахстане хотя бы через каждые два-три года появлялся новый регион-донор. И тогда можно говорить, что отечественная экономическая реформа заработала, заключил эксперт.

Можно вспомнить бывшего акима Астаны Имангали Тасмагамбетова, который в своё время подготовил специальный план города, чтобы регион с 2016 года стал недотационным. Это включало в себя увеличение доходной части бюджета, увеличение экономической активности, формирование бизнес-среды и параллельно сокращение получения субвенций из республиканского бюджета. В качестве примера: промышленно развитые регионы с наличием горнодобывающих отраслей и обрабатывающих отраслей должны идти по такому пути (это Павлодарская, Западно-Казахстанская, Улытау, Восточно-Казахстанская, Актюбинская, Карагандинская области).

Золотое правило

"По моему мнению, также нужно помогать богатым и успешным казахстанцам. Ведь во многом благодаря их активности в Казахстане создаются рабочие места, формируется деловая среда. Чем больше будет в стране богатых, тем лучше. Есть золотое правило экономики: 20% богатых кормят 80% бедных", – отметил Спанов.

Также 80% сельхозпродукции должно производиться внутри страны. Тогда в Казахстане будет продовольственная безопасность.

По мнению эксперта, в сфере инвестиций государство тоже должно стремиться к этой же пропорции: 80% инвестиций должны быть внутренними, а остальные 20% могут быть иностранными. При ином соотношении в стране будет отсутствовать социальная и экономическая стабильность, а основная часть доходов всегда будет вывозиться из страны.

Лента новостей

все новости