Повесить или помиловать? «Трёхгрошовая опера» от Немецкого театра

cover Фото Ирины Писарюк

«Акула скалит зубы в белоснежной улыбке прежде, чем разорвать на багровые лоскуты. А у Мэкхита есть нож и белые перчатки, на которых нет ни капли крови», – пел Луи Армстронг балладу о Мэкки-Ноже, обаятельном преступнике. Главный герой «Трёхгрошовой оперы» Бертольда Брехта держит в страхе район и состоит в сговоре с полицией. Но команда Немецкого театра в своей постановке выдвинула на первое место других персонажей пьесы – Господина и Госпожу Пичем, и так и назвала спектакль.

С виду примерная супружеская пара вырастила дочь, а та – возьми, да и влюбись в бандита. И вроде доказательств, что Мэк нечист на руку, много – можно запросто упечь его за решётку. Да вот только сами Пичемы не рискуют идти в полицию: не даёт империя попрошаек, на которой они делают деньги. «Трёхгрошовая опера» Брехта переносит зрителя в криминальный Лондон середины XIX века и демонстрирует, что люди за полтора столетия остались верны своим порокам и всё так же любят находить себе приключения.

Премьера в Немецком театре должна была состояться ещё в ноябре прошлого года, но коллектив сосредоточился на предновогодних постановках. В итоге, в январе прошли показы на русском языке с немецкими вставками, а в феврале театр покажет спектакль полностью на немецком.

Фото Ирины Писарюк

«Наша работа – микс двух пьес Брехта, – объясняет режиссёр Наташа Дубс. – «Трёхгрошовая опера» идеально ложится на молодой актёрский состав. Она заставляет смотрящего думать, формировать мнение. В ней очень много текста на эталонном немецком языке. А «Покупка меди» – это рассуждение автора о театре. И нам показалось, что будет интересно закольцевать пьесу с параллельным её обсуждением, а также показать зрителю, кем был Бертольд Брехт и о чём он писал».

«Опера» разбита на несколько частей. Три раза она прерывается, причём буквально. На сцене зажигают полный свет, актёры замирают, и из-за кулис выходят трое людей, которые начинают рассуждать о театре. Насколько правильно платить творцу за игру, как научиться актёрскому мастерству и что дозволено делать в спектакле. Такой ход одновременно оживляет зал, заменяя собой антракт, но при этом подрывает динамику основного действа.

Фото Ирины Писарюк

А она есть. Основные актёры «Трёхгрошовой оперы» – студенты немецкой группы при академии имени Жургенова. И молодая энергия из ребят так и льётся, особенно в первой половине спектакля. Они восхитительно поют вживую, хоровые номера сделаны на ура, прекрасна и пластика, и близкая к водевилю хореография, и акробатические номера с шестом и перекладинами. Основная декорация на сцене – огромная металлическая клетка, которую используют и как комнату, и как тюрьму, и как забор.

Фото Ирины Писарюк

В спектакле нет положительных героев. Идёт противостояние между мирами: криминала, коррумпированной полиции, публичных домов и империи бедняков, которой «заведуют» супруги Пичем. Но несмотря на отсутствие морали, персонажи не вызывают отторжения. Наоборот – спектакль весёлый, сатирический, смотрится легко.

Но ближе к концу динамика спадает, и постановка начинает казаться несколько затянутой. Концовку зрителям и вовсе предлагают выбрать самим: повесить-таки Мэкхита или помиловать? Быть терпимее к злу – опасный в наше время лозунг. Но Немецкий театр делает это зло таким обаятельным, что хочется сделать исключение.

Лента новостей

все новости