Поссорится ли Казахстан с Европой из-за России?

cover Иллюстрация создана с помощью нейросети DALL-E

Евросоюз отложил на неопределённый срок рассмотрение 19-го пакета санкций против России. Казалось бы, при чём здесь Казахстан? Но именно в этой «порции» санкций может впервые появиться горькая добавка — экономические ограничения в отношении РК. Orda.kz рассказывает, стоит ли Казахстану бояться вторичных санкций ЕС.

Санкционные «инструменты»

О том, что власти Евросоюза планируют внести в 19-й санкционный пакет против РФ некие «инструменты против обхода санкций», нацеленные на Казахстан, первым написал Bloomberg на прошлой неделе. Впервые с февраля 2022 года Европа может ввести ограничения на уровне целой страны, а не отдельных казахстанских компаний.

«По словам источников, стране могут запретить импорт определённых машин и оборудования, которое, по данным торговой статистики блока, всё ещё поставляются в Россию в больших объёмах. Эти машины используются при производстве оружия, сообщили источники», — говорится в публикации Bloomberg.

Рассмотрение 19-го пакета санкций перенесли на неопределённый срок. Пока нет конкретной информации ни о том, какие именно инструменты имеются в виду, ни о том, появятся ли соответствующие пункты в окончательной редакции документа. Но, как говорится, осадок остался. Казахстану тонко намекнули, что его тесные экономические связи с РФ могут сказаться на взаимоотношениях с Евросоюзом. Учитывая, что и Россия, и ЕС — ключевые торговые партнёры Астаны, ситуация выглядит не лучшим образом.

«Если ЕС введёт подобные меры, возможны ограничения на импорт товаров и технологий, если будет подозрение, что с их помощью производится реэкспорт в РФ. Ограничения для казахстанских компаний, участвующих в подобных схемах. Блокировка транзакций, санкции, сложности с банками, страхованием, логистикой с Европой», — перечисляет возможные последствия политолог Валерий Володин.

В Минторговли уже заявили, что никаких уведомлений или предупреждений от ЕС не получали. Министерство заверило, что Казахстан соблюдает международные обязательства и принимает меры, чтобы не допускать обхода санкций. В МТИ также напомнили, что относительно недавно договорились о беспрепятственных поставках казахстанского угля в Европу через территорию России — так что при необходимости претензии Брюсселя к Астане можно урегулировать дипломатическим путём.

Какие запретные товары Казахстан поставляет в Россию?

Спецпосланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан в январе 2025 года прямо говорил, какие казахстанские компании вызывают у Брюсселя подозрения. Это фирмы, которые не были активны до 2022 года, а потом внезапно вышли на рынок и резко нарастили бизнес-активность. Но одного лишь этого недостаточно — санкции вводят только при наличии неопровержимых доказательств. То есть сегмент бизнеса, которому реально грозит давление со стороны ЕС, очень узок.

«Чтобы применить санкции, нужно собрать убедительные данные, что экспорт действительно используется для военных нужд. Под ударом в первую очередь товары двойного назначения — электроника, станки, оптика, комплектующие для дронов»,говорит Валерий Володин.

Последний принятый пакет, 18-й, содержал ограничения в отношении нефтепродуктов, изготовленных из российского сырья (потенциальная угроза для Павлодарского НХЗ). А отдельные казахстанские компании, работающие с Россией, и прежде регулярно попадали в «чёрные списки». Но к серьёзному ухудшению отношений между ЕС и Казахстаном всё это не привело.

В 16-м санкционном пакете Евросоюза числились сразу две казахстанские фирмы: Kazstanex и ТОО «Металлстан». Но большой новости в этом не было: обе компании на тот момент уже значились в аналогичных списках Великобритании и США. Причиной стали поставки промышленных станков — по версии ЕС, это оборудование применяли при производстве военной техники.

В 17-м пакете санкций ЕС фигурировала китайская Poly Technologies Inc, имеющая представительство в Астане. «Под раздачу» она попала за поставки северному соседу компонентов для производства военных вертолётов.

Список товаров, из-за (ре)экспорта которых в Россию Казахстан может попасть под санкции, в принципе понятен. Это:

  • компоненты для сборки беспилотников;
  • промышленные станки;
  • запчасти для техники двойного назначения;
  • микрочипы;
  • химикаты для производства ракет.

Последний пункт списка иллюстрирует, например, казахстанская фирма United Trading Group. В январе 2025-го журналисты-расследователи выяснили, что через неё в Беларусь поставляли соляную кислоту. Это сырьё необходимо для создания микросхем. Чипы, в свою очередь, потом устанавливают в ракеты, которыми РФ обстреливает украинские города.

А ещё Казахстан «экспортирует» в Россию людей. Не будем принимать в расчёт трудовую миграцию в целом — в конце концов, РК и РФ входят в ЕАЭС, между ними происходит свободный обмен рабочей силой. Речь о конкретных проектах по вывозу граждан РК на производства, связанные с войной в Украине. Об одном из таких проектов — привлечении казахстанок на завод по сборке боевых дронов в Татарстане — мы подробно рассказывали здесь.

ЕС нам друг, но выгода дороже

Политологи считают, что вероятность реального применения санкций против Казахстана минимальна. Хотя бы потому, что некоторые страны ЕС крайне тесно «повязаны» с РК в плане торговли и снабжения энергоресурсами.

«На данном этапе это ближе к демонстрации дипломатических и политических мускулов, чем к тому, что ЕС реально собирается применить жёсткие вторичные санкции — особенно в отношении такого крупного партнёра, как Казахстан. Угроза не нулевая, но до масштабных мер дело не дойдёт: слишком уж ЕС любит и казахстанскую нефть, и собственные интересы».Валерий Володин

ЕС не спешит применять «инструменты обхода санкций» в отношении Казахстана ещё и из-за того, что сам время от времени использует лазейки в собственных экономических ограничениях.

«Казахстан и страны Центральной Азии часто фигурируют в разнообразных неподтверждённых расследованиях как транзитные или конечные пункты экспорта комплектующих и dual-use товаров, которые впоследствии попадают в Россию и используются в оборонке. Но ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Кыргызстан не участвуют в обходе санкций так активно, как это делают сами страны ЕС. И до сих пор Евросоюз не вводил полноценную систему вторичных санкций, потому что самое главное в следственных действиях — случайно не выйти на самих себя».Валерий Володин

Политолог Андрей Чеботарёв также подчёркивает, что вводить санкции против Казахстана — не в интересах ЕС. Астана может задействовать дипломатические рычаги, чтобы обратить внимание на двойные стандарты Брюсселя. Европа до сих пор закупает российские энергоресурсы, да и казахстанское сырьё пользуется на Западе слишком большим спросом. Было бы странно, если бы Румыния или Венгрия, у которых есть насущные энергетические интересы, связанные с Казахстаном, решили поддержать пакет санкций с прямыми угрозами их важному торговому партнёру.

«Объективно не в интересах ЕС вводить какие-либо новые санкции. Во-первых, Казахстан всегда может сослаться на соглашение о расширенном сотрудничестве и партнёрстве с ЕС, которое не предусматривает какое-либо участие нашей страны в его санкциях в отношении третьих стран. Во-вторых, недавно была информация о том, что ЕС не просто продолжает покупать российский газ, но ещё и увеличил в этом году объём его импорта. В таком случае казахстанские власти могут указать европейским руководителям на двойные стандарты в их собственных отношениях с Россией. В-третьих, если под санкции всё-таки снова попадут какие-либо неизвестные и незначительные с точки зрения позиций в экономике компании, зарегистрированные в нашей стране, то большого ущерба торгово-экономическим связям Казахстана и России это не нанесёт. Зато появится негативный осадок в политических отношениях между Казахстаном и ЕС, что может привести к снижению уровня влияния последнего как у нас, так и в Центральной Азии в целом».Андрей Чеботарёв

Аналитик напоминает, что под европейские санкции уже попали не только казахстанские фирмы, но и кыргызские компании — Muller Markt и Profflab. Это уже достаточно повысило напряжение между ЕС и Центральной Азией, где у европейского бизнеса есть приоритеты, в том числе в сфере геологоразведки и добычи критически важных минералов.

«Не исключаю, что официальные представители в руководящих структурах ЕС таких стран, как, например, Венгрия, Италия или Франция, максимально заинтересованные в развитии взаимовыгодных отношений с Казахстаном, заблокируют введение вторичных санкций в отношении него», — говорит Андрей Чеботарёв.

Так что пока Евросоюз пугает, но Казахстану не страшно — а очереди из стран, желающих испортить отношения с Астаной, на горизонте не видно. Учитывая, что рассмотрение 19-го санкционного пакета отложили на неопределённый срок, реальная вероятность того, что Казахстан попадёт под прямые или косвенные европейские санкции, стремится к нулю.

Читайте также:

Лента новостей

все новости