«Поманили пальчиком в БРИКС»: с чем связан отказ Казахстана вступить в организацию

cover Фото: пресс-служба президента РК

Казахстан, несмотря на участие в саммите БРИКС и поддержку целей организации, пока не собирается становиться полноправным членом. Это вызвало многочисленные дискуссии среди политологов и экспертов, которые отмечают как плюсы, так и минусы такого решения, сообщает Orda.kz.

В Казани стартовал саммит БРИКС, который многие называют ключевым событием международной политики в 2024 году. На мероприятие президента Касым-Жомарта Токаева пригласили в качестве гостя. 

Пресс-секретарь президента Берик Уали ранее сообщил, что страна получила предложение о вступлении в БРИКС, однако в ближайшее время не планирует подавать заявку. Президент Казахстана выступит на саммите 24 октября в формате «аутрич». Так называют взаимодействие с государствами или организациями, которые не являются основными участниками или членами данного саммита, но которых приглашают для обсуждения сотрудничества.

Политолог Ануар Бахитханов считает, что вступление в БРИКС могло бы дать Казахстану новые возможности для расширения экономического сотрудничества.

«Вступление в БРИКС могло бы открыть для Казахстана новые возможности, особенно в плане экономического сотрудничества с такими крупными игроками, как Китай и Индия», объясняет он. 

Однако Бахитханов добавляет, что экономические выгоды от сотрудничества могут не оправдать ожиданий, так как они разные по уровню развития, и их координация не всегда эффективна. 

Взвешенный подход

Решение Казахстана не спешить с вступлением в БРИКС объясняется его прагматичной внешнеполитической стратегией. Президент Касым-Жомарт Токаев продвигает идею многовекторного сотрудничества и независимой внешней политики.

Политолог Данияр Ашимбаев считает, что Казахстан выбирает осторожный подход к новым международным объединениям, предпочитая анализировать их потенциал.

Заметим, что некоторые наши союзники несколько форсируют свои планы. Так, часть российских политиков и экспертов сходу осудила заявления Ак Орды. С другой стороны, есть Анкара, которая резко пытается форсировать тюркскую интеграцию под своими знаменами. С третьей, есть Запад, заинтересованный если в продвижении своего влияния во всех регионах (особенно с сырьем и развитой логистикой), то хотя бы дестабилизации российского и китайского тыла, -  пишет Ашимбаев.

На отсутствие необходимости вступления в БРИКС прямо сейчас указывает и другой политолог — Эдуард Полетаев.

«Казахстан отказался от практики вступления в международные организации ради формального членства. У него есть чёткий критерий — от многостороннего взаимодействия должны быть конкретные профиты. А пообщаться с политическими лидерами для поиска точек сотрудничества можно на любых других площадках, не исключая тот же саммит БРИКС, где глава государства будет присутствовать в качестве приглашенного гостя»,  отмечает Полетаев.
Фото: Данияр Ашимбаев, facebook.com

Кроме того, Ашимбаев подчеркивает, что Казахстан уже активно участвует в других интеграционных проектах, таких как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Это даёт стране возможность поддерживать крепкие связи с основными партнёрами без необходимости вступления в новые объединения.

Ануар Бахитханов считает, что Казахстан не отказывался от вступления в организацию насовсем, страна рассматривает все положительные и отрицательные стороны такого членства. 

«Прямого отказа, на самом деле не было. На мой взгляд, на данном этапе руководство страны оценивает ситуацию и анализирует все за и против. У нас есть интересы и обязательства в рамках других организаций, и пока страна сосредоточена на укреплении своих позиций там. Стоит отчётливо понимать, насколько это выгодно на самом деле», комментирует эксперт.  

Сложности координации в БРИКС

Некоторые эксперты также указывают на недостаточную структурированность БРИКС. Политолог Эдуард Полетаев считает, что сейчас у организации отсутствуют чёткие цели и принципы.

«В отношении БРИКС Акорда хочет понаблюдать, что из себя будет представлять это объединение в будущем. Касым-Жомарт Токаев подошёл к вопросу вполне взвешенно, обозначив позицию честно и открыто. Пока БРИКС — это клуб политических лидеров из разных точек планеты без устава и организационных очертаний», говорит Полетаев.
Фото: Эдуард Полетаев, facebook.com

Его мнение разделяет политолог Газиз Абишев, который обращает внимание на отсутствие формализованного устава и общей стратегии. 

«Ну покажите устав БРИКС, его руководящие органы, оформленную на бумаге стратегию развития. Когда всё это появится, можно будет серьёзно обсуждать, что такое БРИКС и зачем ему нужен Казахстан», подчеркивает Абишев. 

Благодаря своему геополитическому положению, энергетическим ресурсам и участию в интеграционных проектах, Казахстан является логичным претендентом на расширение экономических и дипломатических связей с БРИКС. Бахитханов также отмечает важность устава, без которого условия для страны остаются не совсем ясными. 

«Появление формализованного Устава может дать более чёткие рамки для обсуждения, и тогда Казахстан, возможно, пересмотрит свою позицию, если условия будут выгодными для страны», поясняет эксперт.  

Противоречивые мнения 

Не все эксперты согласны с такой осторожной позицией Казахстана. Некоторые полагают, что участие в БРИКС могло бы усилить международный авторитет страны и дать ей новые экономические преимущества. Однако, по мнению Бахитханова, присоединение к БРИКС неизбежно приведёт к новым политическим и экономическим обязательствам, что может оказаться для Казахстана обременительным.

А вот директор Центра изучения стран Центральной Азии C+5 Куат Домбай в интервью Евроньюс связал отказ вступить в БРИКС с последовавшими ограничениями на ввоз в РФ некоторых видов продукции из Казахстана.

«Ограничения и запреты на ввоз продуктов растениеводства и пшеницу между Казахстаном и Россией несомненно отражают рост давления на Казахстан, хотя происходят и не в первый раз. Ранее Россия неоднократно вводила запрет на транзит казахстанской нефти через Новороссийский морской порт под разными предлогами технических сбоев на терминале, которые совпадали с конъюктурой каких-то острых вопросов двухсторонних отношений. При том, что через него экспортируется более 80% казахстанской нефти в Европу»,  указывает аналитик. 
 Фото: фейсбук Куата Домбая

Вместе с тем, Куат Домбай отмечает, что ситуация вокруг вступления в БРИКС ещё раз указала на серьезные изменения, которые произошли в последние годы.

Война в Украине критически сменила в течение последних двух лет политический и экономический крен Астаны с Москвы на Пекин, где Китай с прошлого года стал крупнейшим торговым партнером Казахстана и Узбекистана, впервые вытеснив Россию со времен колонизации региона Российской империей, —  говорит директор Центра изучения стран Центральной Азии C+5

Тем не менее, критика в адрес Казахстана со стороны внешних наблюдателей не утихает. Некоторые эксперты предположили, что отказ от вступления в БРИКС может быть продиктован давлением со стороны Запада. Однако Абишев не согласен с этими утверждениями, подчёркивая суверенное право Казахстана на независимые решения.

«Критики как бы подразумевают, что если кто-то извне поманил Казахстан пальчиком в БРИКС, то Казахстан должен немедленно вступать, иначе это будет рассматриваться как враждебный шаг. Нет, так не пойдёт, вменяйте ложное чувство вины кому-нибудь другому. Казахстан имеет хорошие отношения с основными членами БРИКС, но пользуется своим правом не вступать в организацию. Это не нарушает никаких обязательств или интересов»,говорит он. 
Фото: Газиз Абишев, facebook.com
«Это попытка изобразить всё в чёрно-белых тонах: обязан принять приглашение, чтобы доказать, что друг, а если отказываешь — значит прогнулся под Америку. Вариант, при котором Казахстан предпочитает не вступать по собственным соображениям, искусственно исключается — и в этом главная ошибка», резюмирует Абишев. 

Саммит БРИКС в Казани продемонстрировал, что Казахстан продолжает придерживаться независимой внешней политики, несмотря на давление со стороны международного сообщества. Это подчеркнул и президент Токаев, «Казахстан будет принимать решения исходя из своих национальных интересов», что полностью соответствует многовекторной стратегии развития страны.

Ранее об отказе Казахстана вступать в БРИКС высказывались пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и депутаты Госдумы РФ. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости