Подзабытые маслихаты: кому они нужны и чем занимаются

cover фото gov.kz

19 марта в Казахстане пройдут выборы не только в Мажилис, но и в маслихаты разных уровней. На фоне горячего сражения между одномандатниками об этом, кажется, подзабыли. Orda.kz решила напомнить, чем занимаются маслихаты, и поговорила с политологом Данияром Ашимбаевым о том, какова сегодня роль местных представительных органов

На фоне первого за много лет участия одномандатников на выборах в Мажилис, их агитации на улицах и в соцсетях, снова на обочине выборов остались маслихаты. В Казахстане их выбирают на нескольких уровнях – районных, городских и областных.

Функции маслихатов

1. Утверждают проект местного бюджета, а также планы по экономическим и социальным программам развития.

2. Регулируют вопросы земельных отношений, опираясь на соответствующее законодательство республики. В том числе застройку и планировки населённых пунктов, кроме областных центров.

3. Утверждают состав акиматов, а также главу местной полиции по спискам кандидатов, который предоставляет местный аким.

4. Депутаты участвуют в выборах сенаторов Парламента Казахстана от областей и городов республиканского значения (по 2 сенатора от региона).

При этом депутаты маслихатов не получают зарплат и работают на общественных началах. У них нет отдельных зданий. 4 обязательные сессии в год проходят в зданиях акиматов. Избираться в маслихаты можно после 20 лет. На грядущих выборах самому молодому кандидату в маслихат Алматы – 21 год.

Неизвестный маслихат

По мнению политолога Данияра Ашимбаева, если действующий депутатский корпус Мажилиса более менее известен из телевизора, то представители маслихатов неизвестны никому.

Данияр Ашимбаев, фото с личной страницы facebook.com

"Только перед грядущими выборами они начали отчитываться перед населением. Если вы посмотрите, два-три последних созыва маслихатов, то увидите, что депутаты мелькали только в двух ипостасях: действующий депутат выиграл тендер в акимате и против некоего депутата возбудили уголовное дело. То есть, чем он отличился в плане работы, такого у нас нет в природе".

Последним ярким депутатом маслихата, вспоминает эксперт, была председатель движения казахстанских пенсионеров "Поколение" Ирина Савостина. Она была депутатом с 1994 по 1998 год и вела активную общественную деятельность, очень много помогала людям и ратовала за достойную старость для казахстанцев, проводила митинги. Савостиной не стало в 2021 году, до последнего она занималась делом жизни. С тех пор личностей, о которых бы говорили в народе и СМИ, не попадалось.

"Другие депутаты мало кому известны. Депутаты не мелькают в СМИ, не ставят острые  вопросы, не требуют отчётности о проделанной акиматом работе. Почему создали общественные советы в регионах? Потому что они по сути заменили работу маслихата", – считает Ашимбаев.

Общественные советы

Это консультативно-совещательные, наблюдательные органы, образуемые министерствами, органами, непосредственно подчинёнными и подотчётными президенту Республики Казахстан, а также органам местного государственного управления по вопросам их компетенции.

Члены советов также работают на добровольных началах при акиматах и доносят до акимов мнение горожан и гражданского общества в целом по тем или иным вопросам. В том числе обсуждают застройку города. Политолог Ашимбаев считает, что казахстанским мегаполисам нужны сильные маслихаты, которые будут заниматься злободневными вопросами городов – проблемами экологии, точечной застройки, благоустройства.

Cегодня в Казахстане работают 256 общественных советов: на республиканском уровне – 35, на местном уровне – 221Также есть общественные советы, которые образованы квазигосударственными организациями.

"Понятно, что акиматам нужны "удобные маслихаты", но населению такие маслихаты вообще не сдались. Если выборы в маслихаты 2003 года были конкурентные и жёсткие, то с 2007 года конкуренция была уже не между властью и оппозицией. Например между представителями городских элит – главврач против ректора, застройщик против директора рынка. С 2007 "Нур Отан" ввел внутрипартийные праймериз и стал 1 кандидат на 1 место. Оппозиция в выборах толком не участвовала. Потом выборы перешли к партийным спискам, а кто их формировал – глава Нур Отана. Как правило, аким и был главой филиала партии в каждом регионе – городах или области. В итоге маслихатам нечего предъявить избирателям".

Сейчас конкурс в маслихат – 10 человек на место. Однако даже депутатов прошлых созывов мало, кто может припомнить. Тем более, люди не знают и новых кандидатов, а среди них могут быть "бриллианты". В сельской местности с этим проще, там все друг друга знают, и знакомы с деятельностью кандидатов непонаслышке. Однако даже те, кого в народе не очень жалуют, могут попасть в маслихат по партийным спискам.

При этом достучаться до конкретного депутата по-прежнему непросто. Каких либо обязательств по регулярным встречам с населением у членов маслихата нет.

Позабытые кенесы

Местное самоуправление – основа благополучия развитых стран. На местах всегда проще увидеть и исправить недочёты, особенно, когда есть соответствующие законодательные и финансовые инструменты. В 2021 году высший совет по реформам предложил создать в сельских округах местные советы – кенесы, члены которых будут избираться на 5 лет. Предполагалось, что они смогут даже корректировать ставки по налогам. Похоже, эту инициативу пока отложили. Прогресса в создании кенесов не обнаружено.

Лента новостей

все новости