Подписчики не равно избиратели: почему соцсети – слабый способ агитации

cover Коллаж Orda.kz

В ходе недавних парламентских выборов во всех городах активно шла предвыборная гонка между кандидатами в депутаты. Большой акцент кандидаты ставили на социальные сети. Корреспондент Orda.kz изучил, как использование соцсетей могло повлиять на политические предпочтения казахстанцев.

В этом году 19 марта в Казахстане прошли внеочередные выборы в Мажилис Парламента РК и в маслихаты всех уровней. Как правило, именно перед выборами между кандидатами проходят самые ожесточённые "агитационные войны". В этом году одним из главных инструментов агитации на выборах стали социальные сети.

Пользователи соцсетей не ходят на выборы

Изображение от gpointstudio на Freepik

Президент "Интернет Ассоциации Казахстана" Шавкат Сабиров считает, что социальные сети – слабый инструмент предвыборной агитации в Казахстане. Комментируя Orda.kz предвыборную кампанию, он подчеркнул, что кандидатам в депутаты нужно было в первую очередь сфокусироваться на своей целевой аудитории:

«Социальные сети – это всё-таки больше про молодое поколение. Так уж вышло, что у нас в стране обычно голосуют люди в возрасте 40 лет и старше. Молодёжь у нас не так активна на выборах, как хотелось бы. Кроме того, из социальных сетей, в которых были бы высокая популярность и отдача, можно назвать только Instagram. Да, в нём сидит много людей, но сколько из них вообще явятся на выборы?»

По мнению Сабирова, в Instagram примерно шесть миллионов казахстанцев, но неизвестно, сколько из них хотя бы достигли избирательного возраста:

«Глядя на то, как кандидаты в депутаты пытались пиариться в Facebook, честно говоря, ничего, кроме улыбки, у меня это не вызвало. Дело в том, что реальный эффект от всего этого – 100–300 человек. Но из них больше половины – не из тех регионов, в которых избирались некоторые кандидаты».

Шавкат Сабиров. Фото: voxpopuli.kz

Шавкат Сабиров считает, что на выборах кандидатам не стоило забывать о важности своей целевой аудитории. А ведь она может быть ограничена только округом, улицей, кварталом, домом:

«Мне кажется, что если у кандидата есть желание или возможность как-то продвигаться, то нужно это делать именно в рамках избирателей, т. е. тех, кто реально может голосовать за него. Например, нужно было строить всю предвыборную кампанию с учётом того, что у нас голосуют люди 40+. Однако наши кандидаты больше казались будущими коммунальщиками, а не законодателями. Они сплошь и рядом решали коммунальные вопросы. Но позабыли, что депутат – это, прежде всего, законодательная власть. Его работа – писать законы, обеспечивать правовое поле для граждан».

По мнению эксперта, если от социальных сетей был эффект хотя бы на 3–4%, это уже было хорошим результатом для кандидатов.

Политолог и журналист-международник Эдуард Полетаев согласен с мнением о том, что социальные сети – это про молодёжь:

"Судя по всем анализам, как правило, социальные сети положительно коррелируются с молодым поколением. Молодёжь – основной потребитель контента в соцсетях. А практика голосования показала, что на избирательные участки в основном пришли люди более старшего возраста, им примерно за 40 лет. Вот и в этом плане работа в соцсетях не стала настолько эффективной, как это планировалось кандидатами. Поэтому они остаются одним из инструментов работы с избирателями, но ни в коем случае не ключевым».

Как кандидатам стоило агитировать за себя?

Изображение от stockking на Freepik

В своём комментарии Orda.kz Эдуард Полетаев отметил, что социальные сети, как правило, экстерриториальные. А значит, «в друзьях» у политической партии или кандидата могут быть граждане из других регионов, а то и из-за рубежа. То есть те, кто, будучи сторонниками кандидата, по его мнению, не окажут значительного влияния на выборах:

«Влияние на политические предпочтения избирателей социальные сети, конечно, оказывают. Это тоже канал мобилизации своих сторонников. Но, касаясь результативности (на примере последних выборов 19 марта), я бы всё-таки разделил по политическим партиям и по кандидатам-одномандатникам. В рамках республиканского масштаба партиям консолидировать свой электорат было легче с помощью социальных сетей. Ну и возможностей, естественно, у них было больше. А вот к кандидатам-одномандатникам люди шли по конкретным избирательным округам, им нужен был какой-то свой микротаргетинг. А это на самом деле было использовано не столь сильно».

Политолог считает, что если проанализировать подписчиков любого кандидата, то выяснится, что далеко не все относятся к его избирательно округу. Поэтому, по словам Эдуарда Полетаева, кандидатам-одномандатникам скорее стоило использовать мессенджеры и SMS-рассылки.

Также не стоит забывать и о персональной работе с избирателем, т. е. о полевых агитационных работах. Так, специалист-политтехнолог Дина Шайхислам поделилась с Orda.kz мнением о том, что социальные сети никак не влияют на настоящую явку:

«Почему-то все кандидаты и партии очень активно работают в соцсетях, накручивая себе лайки и подписчиков. Но при этом настоящую явку даёт поле. Да, в мегаполисах принято считать, что наружная реклама и социальные сети более эффективны, но мы видим явку. Это уже не говоря про регионы Казахстана – там она максимально низкая, несмотря на админресурс и вбросы. Это может говорить о том, что не ведётся качественная работа в поле, а социальные сети явку никак не повышают».

Дина Шайхислам. Фото из instagram: @dina_shayk

Почему использовались социальные сети?

Изображение от Freepik

Политолог Эдуард Полетаев предполагает, что значимость интернета в политическом участии граждан выяснилась после пандемии COVID-19.

Так, он напомнил про парламентские выборы в январе 2021 года, которые вынужденно проходили в онлайн-формате. Однако карантин закончился, и оказалось, что традиционные ресурсы всё ещё играют значительную роль в агитации.

«Возможно, ситуация изменится в дальнейшем, потому что цифровизация общества продолжается. Сейчас даже появляются предложения о введении электронного голосования. Но пока использование соцсетей как такового «эффекта снежного кома» (т. е. когда избиратели массового идут голосовать) не дало. Явка была относительно низкой по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями», – отметил эксперт.

Эдуард Полетаев. Фото: vk.com/eduardpoletayev

По мнению политолога, в какой-то степени соцсети могут влиять как на кандидата, так и на избирателя. Но это влияние настолько незначительно, что не может идти и речи о серьёзной политической активности.

«Несложно распространить через страницу в соцсетях своё сообщение. Увидев, что у кандидата, допустим, 20–50 тысяч подписчиков, создаётся ложное впечатление, что все они пойдут за него голосовать. Всё-таки социальные сети только дополняют традиционные модели агитации, и легче, конечно, комментарий написать, чем одеться и пройтись 10–15 минут до избирательного участка. Вот в этом, собственно говоря, и большая разница оказалась. То есть люди, которые сидят в соцсетях, на диванах, связь с реальной жизнью несколько утрачивают. Поэтому здесь ситуация несколько иная», – поделился Эдуард Полетаев.

Напомним, 19 марта прошли выборы в мажилис и маслихаты. Многие кандидаты в депутаты всё ещё недовольны их итогами. Связано это с многочисленными нарушениями, которые фиксировали не только наблюдатели, но и журналисты редакции Orda.kz. Мы собрали подборку самых интересных случаев нарушений на выборах.

Лента новостей

все новости