Крупнейший в Узбекистане Ферганский нефтеперерабатывающий завод с 2023 года полностью перейдет на выпуск бензина и дизтоплива класса «Евро-5». Обозреватель ORDA. Олег Червинский рассказывает, почему соседняя страна модернизирует НПЗ три года, а Казахстан – восемь.

Парадокс: страна, добывающая ежегодно менее миллиона тонн нефти, планомерно переводит свои перерабатывающие мощности на выпуск высококачественного топлива, имеющего спрос на экспортных рынках, а также смазочных масел, соответствующих требованиям самых современных международных стандартов.

В течение трех лет на Ферганском НПЗ будет реализована программа глубокой модернизации производства, включающая строительство четырех новых установок. До этого в последний раз завод модернизировался в 2000 году – примерно тогда, когда начались разговоры о необходимости полной реконструкции отрасли нефтепереработки Казахстана. В итоге был разработан и в мае 2009 года утвержден правительством «Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 годы», предусматривающий модернизацию всех трех НПЗ страны.

Хотя завершить полную реконструкцию предполагалось в 2015 году, «КазМунайГаз» отрапортовал об окончании работ только в 2018-м. В сентябре 2016 года на площадке сайта informburo.kz пиарщики нацкомпании так объясняли затянувшиеся сроки:

«Реализация начиналась с разработки технико-экономического обоснования, выбора технологий, процессов. С учётом проведения государственных экспертиз по проектам на это ушло от нескольких месяцев до полутора лет. Далее разрабатывалась проектно-сметная документация. В среднем это заняло полтора года. Переход на этап практической реализации: разработка рабочей документации, закуп и поставка оборудования, выполнение строительно-монтажных работ – самый длительный и трудоёмкий. Выполнение всех необходимых работ требует три-четыре года».

А теперь сравним, как это происходит у соседей. 7 февраля 2020 года кабинет министров Узбекистана принял постановление, в котором поставил целевой показатель: с 1 июля 2023 года приступить к производству автобензина и дизельного топлива, отвечающих экологическим требованиям класса «Евро-5», а также модернизировать маслоблок для производства базовых и моторных масел по стандартам Американского нефтяного института (API). Уже спустя месяц управляющая компания Jizzakh Petroleum приступила к работам, и до конца 2020 года проектная документация лицензионных установок и базового проекта была готова на 90%. Совместно с международной компанией Argus Media проведены маркетинговые исследования рынка смазочных материалов, завершены работы по разработке ТЭО. Разработан проект заявления по воздействию на окружающую среду и получено положительное заключение по итогам экспертизы в госкомэкологии Узбекистана. На все это потребовалось всего девять месяцев, но никак не полтора года.

После полной модернизации нефтеперерабатывающей отрасли Казахстан наконец-то прекратил выпуск топлива стандарта «Евро-3», давно запрещенного в Европе по причине большого вреда его для экологии и перешел на стандарты «Евро-4» и «Евро-5». А ведущий завод Узбекистана спустя два года будет выпускать топливо только класса «Евро-5». Как говорится, почувствуйте разницу.

Судя по заявлениям официальных лиц министерства энергетики и «КазМунайГаза», реконструкция трех заводов в Казахстане обошлась от 5,7 до 6 млрд долларов США заемных средств, которые заводам еще предстоит возвращать.

Полная модернизация Ферганского НПЗ по стандартам «Евро-5» обойдется (внимание!) 300 млн долларов США.

Поделиться: