Почему по делу Bek Air признали виновными мёртвых пилотов? Интервью ORDA News
В ноябре в Алматы вынесли приговор по громкому делу об авиакатастрофе лайнера Fokker-100 в конце 2019 года. Пилоты авиакомпании Bek Air Марат Муратбаев и Миржан Мулдакулов признаны виновными по ч. 3 ст. 344 УК РК («Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») и были освобождены от наказания в связи со смертью. В студии ORDA News адвокат стороны потерпевших Сергей Державец разобрал причины авиакатастрофы. Его объяснения дают гораздо больше, чем официальные документы. Здесь мы приводим самые яркие цитаты, а весь подкаст вы можете послушать тут.
86 секунд и 1440 томов
Шесть лет. 1440 томов уголовного дела, обвинительный акт на 720 страниц, который сам адвокат потерпевших Сергей Державец называет «Книга рекордов Гиннесса». Но за этим бюрократическим процессом скрывается более важное: следствие сознательно игнорировало ключевой фактор катастрофы — незаконно построенный дом за периметром аэропорта, который и стал смертельным препятствием.
Адвокат начинает с ключевого факта:
«Не было никакого падения... было прерывание взлёта, которое длилось 86 секунд».
По словам адвоката, экипаж дважды пытался взлететь.
«Его раскачивало, экипаж тянул штурвал на себя, но машина не слушалась. Пилоты принимают решение прервать взлёт — абсолютно нормальное, предписанное правилами решение. Самолёт остаётся почти на земле — три-четыре метра над поверхностью — и не успевает выпустить шасси. Проходит по снегу 815 метров, пробивает декоративный забор аэропорта и врезается в незаконный двухэтажный дом».
Дом-призрак следствие «не заметило»
Основная причина гибели людей — дом, построенный в санитарно-защитной зоне, где запрещено любое капитальное строительство. Однако суд и прокуратура по делу Bek Air не задали ни одного вопроса о доме, будто его не существовало. Следствие сфокусировалось исключительно на экипаже.
Державец говорит, что с такой логикой справился бы даже школьник — вблизи аэропорта, как и на аварийных дорожных съездах, не должно быть препятствий и дополнительных построек. Но следствие решило все усложнить.
«Простое происшествие искусственно усложнили... патологически много томов — невозможно себе представить».
Причинно-следственная связь, которую суд отказался видеть
Адвокат подчёркивает: не было бы этого дома — никто бы не погиб. Это простая и очевидная причинно-следственная связь, но суд проигнорировал её, заявив, что «не имеет значения, где погибли пассажиры». Адвокат утверждает: это грубое нарушение принципов уголовного права.
Выяснилось, что дом, а точнее целое поселение, построил выходец из Китая. Разрешение на строительство в своё время незаконно выдали ему сотрудники акимата.
«Там целый посёлок стоит электрифицированный, газифицированный с теплом, со светом, со всем. Риелтор, которая раздавала участки, и четверо сотрудников акимата были осуждены. Они уже отбыли наказание».
Тогда, в 2021 году, на суде Державец просил суд вернуть дело на доследование, ужесточить обвинение. Разрешение выдавали именно на жилищное строительство, а не просто на участок.

Кто должен был отвечать?
По закону ответственность за безопасность приаэродромной территории несёт аэропорт. Но в деле аэропорт оказался неприкасаемым. Признание его вины означало бы миллиардные иски и прямую ответственность комитета гражданской авиации, выдавшего сертификат безопасности. Державец говорит: если акимат раздал землю, которая расположена за забором, тогда что может сделать аэропорт?
«Пусть аэропорт, признанный ответственным, потом судится с акиматом, но прежде всего на основании существующих нормативных актов правила безопасности лежат на ответственности аэропорта! Все аэропорты каждый год или спустя каждые два года получают сертификат годности аэропорта. Годность — это именно безопасность. Комитет гражданской авиации, когда давал этот сертификат, он же как-то дома просмотрел, как-то закрыл глаза. Должен он нести ответственность? Сто процентов должен. У нас есть статья Уголовного кодекса 371, которая говорит о бездейственности вот таких чиновников, если это повлекло тяжкие последствия. А здесь люди погибли».
Птичек заметили, а целый посёлок — нет
По мнению Державца, руководство аэропорта предало своих акционеров, доверивших самое основное — безопасность, и привёл в пример одно письмо. Тогда комиссия вынесла заключение по обязательству аэропорта обеспечения зоны безопасности, указав в письме о птицах, летающих над кучей мусора: мол, это привлекает птиц, а они причина авиакатастрофы.
«Значит, птичек комиссия заметила. А целый посёлок построенный — нет. Может такое быть без коррупционной составляющей? Я уверен, что не может».
Адвокат также задаётся и вопросом, почему катастрофу, которая случилась в Талгарском районе, рассматривали в Турксибском районном суде?
По словам Державца, в деле использованы несуществующие виды экспертиз, в том числе «судебная метеорологическая». Главный эксперт — иностранец, который не владел русским языком и не имел права быть судебным экспертом. При этом следственный эксперимент так и не провели — вместо него сделано математическое моделирование, и то признанное неточным.
Единственный выживший пилот: допросы под наркозом
Выживший второй пилот Миржан Мулдакулов был допрошен сразу после операций и под действием медикаментов. Адвокат рассказал о состоянии пилота на тот момент и о том, как проходил этот процесс.
«Он был весь переломан от тазовых костей до переносицы. Ему сделали тяжелейшие операции под общим наркозом. Привезли в палату, подключили к аппаратам жизнеобеспечения. И начали многочасовые допросы. Их снимали на видео и показывали потерпевшим».
Адвокат заявляет, что психологическое давление приравнивается по международному законодательству к пыткам, и тогда сделал заявление в суде:
«Уважаемый суд, а какова доказательственная ценность тех показаний, которые сейчас запишут? Показания человека после операции, находящегося под воздействием сильнодействующих лекарств?»
Спустя месяц пилот умер.
Почему всё это было нужно?
Версия адвоката: любой ценой нужно было увести от ответственности аэропорт — объект, где переплетаются крупные бизнес-интересы и государственные структуры. Виновными назначили мёртвых пилотов — тех, кто не может защититься.
«И вот моя позиция чрезвычайно простая. Я защищаю интересы тех потерпевших, которые хотят добиться истины. Понимаете, это очень важно. Для многих людей в Казахстане справедливость — это очень важное чувство».
Потерпевших оставили без компенсаций
Суд переложил гражданские иски на самостоятельное рассмотрение, фактически лишив людей шансов получить компенсации: авиакомпания Bek Air банкрот, счета арестованы, а судебные процессы займут годы.
Потерпевшие заявили гражданские иски о компенсации вреда от 20 до 100 млн тенге. Гособвинитель просил суд удовлетворить иски и наложить арест на активы, принадлежащие АО, и имущество, принадлежащее бывшему руководителю Нурлану Жумасултанову. Однако суд частично удовлетворил ходатайство прокурора.
Адвокат заявил — от восьми потерпевших, а также от вдов пилотов будет подана апелляция. Поэтому точка в этом деле ещё не поставлена. Впереди дальнейшее разбирательство.
Читайте также:
Лента новостей
- Почему по делу Bek Air признали виновными мёртвых пилотов? Интервью ORDA News
- «Один из самых тяжёлых моментов»: Зеленский обратился к украинцам из-за плана Трампа
- Почему регионы Казахстана годами ждут бюджет на инфраструктуру
- 28 пунктов Трампа: что предлагает США и на что не готова Украина
- «КазМунайГаз» продаст половину своих европейских активов, включая румынские НПЗ
- «Убил из-за ревности» — подробности гибели супругов в Актобе
- Тимати не помог: что с делом блогера, которую защитила министр Балаева
- Названы НПЗ и аэропорты, которые скоро приватизируют
- До 75% ввезены нелегально: что даёт IMEI-верификация смартфонов в Казахстане?
- Какой коллаген халал и допустим ли киберспорт, разъяснили в ДУМК
- Атырау кишит крысами: откуда они взялись и почему их так много
- Fitch Ratings подтвердило рейтинг Kcell на уровне BB+
- «Экономика перегрета»: МВФ потребовал от Казахстана урезать льготы и субсидии
- Индийский самолёт разбился в Дубае
- Дважды проданный ЖК и бывшая компания Кулибаева: новые загадки акординца Баялиева
- В Караганде закрывается бывший завод Нигматулина
- Казахстан и Армения подписали пакет соглашений: от секретной информации до логистики
- «Играете с огнём»: Пекин взорвался из-за слов премьера Японии о Тайване
- На смерть фельдшера и страшный пожар в Алгабасе отреагировала ВОЗ
- «Мисс Вселенная 2025»: чем закончился скандальный конкурс и что сказали участнице из Казахстана




