Как "Kazakh Tourism" расходует деньги налогоплательщиков?

cover Источник фото: shutterstock.com

Национальная компания "Kazakh Tourism" дорого обходится бюджету. Ежегодное государственное финансирование доходит до двух миллиардов тенге, а иногда и превышает. Почему же Казахстан до сих пор не оказался в списке самых популярных туристических направлений? Разбиралась Orda.kz.

Счётный комитет недавно опубликовал оценку проекта закона РК "О республиканском бюджете на 2023-2025 годы", где в отдельной статье выразил серьёзные претензии к АО «НК «Kazakh Tourism».

По мнению Счётного комитета, национальная компания просчиталась в реализации туристского потенциала страны: за 2017-2021 годы отрицательное сальдо туристской отрасли составило в общей сложности 1,9 млрд долларов. То есть убыток за счёт выездных туристов составил 8,9 млрд долларов, доход от въездного туризма – 7 млрд долларов.

Корреспондент Orda.kz решил выяснить, чем занимается «Kazakh Tourism» и почему его так критикуют?

АО «НК «Kazakh Tourism» был зарегистрирован летом 2017 года. Единственным акционером является Комитет индустрии туризма Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. Уставный капитал организации был сформирован за счёт республиканского имущества, находящегося на балансе Национального музея РК (866 единиц на сумму 129,3 млн тенге).

По уставу компании ее деятельность включает:

  • Организацию и проведение международных выставок, ярмарок, аукционов, деловых и развлекательных мероприятий, направленных на продвижение имиджа страны;
  • Организацию и проведение по развитию детского и юношеского туризма, медицинского туризма, увеличению потока въездного туризма;
  • Внешнеэкономическую и инвестиционную деятельность.

Финансирование АО "Kazakh Tourism"

АО ежегодно получает прямое государственное финансирование в размере 1,5-2 млрд тенге. До 2022 года эти средства поступали в виде государственного задания.

Государственным заданием является заказ юридическим лицам с участием государства в уставном капитале на оказание отдельных государственных услуг, выполнение других задач, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности и (или) социально-культурного развития государства. Распределяется без соблюдения конкурсных процедур (госзакупок).

В республиканском бюджете 2022 года нет госзадания "Kazakh Tourism". Но это совершенно не значит, что компания перестала получать прямое финансирование из госбюджета. Просто поменялся способ – теперь финансирование осуществляется через портал госзакупок. То есть, Министерство культуры само составляет техническую спецификацию и напрямую заключает договоры с нацкомпанией, каждый на сотни миллионов тенге. Сумма договоров этого года составила 2 563 687 622 тенге, превышая сумму государственных заданий некоторых предыдущих годов.

Сумма государственных заданий АО "НК "Kazakh Tourism":

20172018201920202021
Госзадание162 млн тенге 1,8 млрд тенге2,8 млрд тенге1,5 млрд тенге1,2 млрд тенге

На графике ниже видно, что государственное финансирование составляет большую часть всех денежных поступлений.

На основе данных аудиторских отчётов АО "Kazakh Tourism"

На эти деньги "Kazakh Tourism" обязуется формировать национальный туристский продукт и продвигать его на международном и внутреннем рынке.

Согласно оценке Счётного комитета, "в среднем, 30% всех средств, направляемых в национальную компанию, приходится на ее содержание, в том числе на расходы проектных групп (оплата труда, командировочные расходы, аренда помещения, услуги связи). По отдельным мероприятиям, связанным с проведением зарубежных роуд-шоу и конференций, доля расходов проектных групп составляет порядка 50% от бюджета всего мероприятия. При этом подходы при расчёте потребности в средствах, направленных на оплату труда проектных групп, не унифицированы".

Счётный комитет не впервые критикует кадровую политику "Kazakh Tourism". Еще в 2019 году аудиторы обнаружили, что из 50 сотрудников 24 – это руководители и советники. И, несмотря на убыточность, в организации потратили почти 25 млн тенге на праздничные премии сотрудникам.

В компании тогда прислушались к критике. Если в 2018 году в аудиторском отчёте компании числилось пять руководителей, то в 2020 их было четыре, а в 2021 – три. Количество сотрудников сократили с 50 до 42. Но сумма вознаграждения руководящего состава осталась на прежнем уровне, и до сих пор составляет пятую часть от общих выплат по оплате труда, что отображено на графике ниже. Так, например, в прошлом году три руководителя получили вознаграждение в 60 млн тенге. Стоит отметить, что вознаграждение включает в себя заработную плату, отпускные и премиальные.

На основе данных аудиторских отчётов АО "Kazakh Tourism"

Текущий состав правления АО "НК "Kazakh Tourism"

Текущее руководство компании. Источник: qaztourism.kz

Чем занимается "Kazakh Tourism"?

В 2019 году Наталья Годунова, председатель Счётного комитета, заявляла, что "компания стала ещё одним посредником Комитета индустрии туризма. Более 90% средств по госзаданиям через АО транзитом уходят на аутсорсинг и субподряды частным организациям. Госзакупки по участию Казахстана в международных туристических выставках необоснованно проводятся из одного источника".

Сумма средств, уходящих частным организациям, в прошлом году составила лишь половину суммы госзадания. Но способ реализации так и остался неконкурентным. Согласно порталу госзакупок, сумма договоров АО "Kazakh Tourism" с поставщиками составила 663 млн тенге. При этом из 112 договоров 85 были заключены напрямую из одного источника (вне конкурентной среды). И лишь 27 договоров были заключены способом запроса ценовых предложений.

На основе данных портала госзакупок

Самые крупные договоры 2021 года (из одного источника):

ДоговорСуммаПоставщик
Развитие и техническая поддержка портала Kazakhstan.travel46,6 млн тенгеТОО "Просистемы"
Внедрение и техническая поддержка Информационной системы "eQonaq"39,3 млн тенге ТОО "Crocos"
Аренда офисных помещений за март-декабрь 202133 млн тенгеАО "Национальная компания "QazExpoCongress"

С 1 января 2022 года компания стала закупаться на платформе Mitwork, которая не отличается особой прозрачностью. Там нет реестра договоров, актов об оплате, но есть непонятный способ закупки – маркетинговое исследование, которое используется как закуп напрямую из одного источника. При этом по результатам маркетингового исследования, заказчик не обязан заключать договор. За З0 месяцев таким способом были разыграны семь лотов общей суммой 41,6 млн тенге. Из них:

  • Создание видеоролика OYU Live на туристских локациях в рамках информационного тура в Мангистауской области за 12,8 млн тенге, договор заключён с ТОО "QARA PICTURES";
  • Аренда помещения на территории Expo у другой нацкомпании – "QazExpoCongress" – для Азиатского чемпионата по кубингу World Cube Association за 11,5 млн тенге;
  • Участие в международной выставке KITF за 13,1 млн тенге, организованное ТОО "ITECA".

Что касается самых крупных договоров этого года, то, как и в прошлом, они связаны с информационными технологиями.

ДоговорСуммаПоставщик
Услуги по продвижению портала Kazakhstan.travel через рекламные инструменты Google, Yandex, Facebook, Instagram и YouTube40 млн тенгеТОО "ГЕОСПЕЦПРОЕКТ"
Техническая поддержка Информационной системы "eQonaq"34 млн тенге ТОО "Crocos"
Услуги по организации и проведению концерта с участием этно-фолк артистов и коллективов в городе Туркестан19,9 млн тенгеИП RS

Компания решила привозить множество зарубежных представителей из Азии и Ближнего Востока. Например, на организацию тура, питание и проживание для Ассоциации туристских агентств Индии выделили 18 млн тенге. Тур для восьми человек из Джакарты (Индонезия) по Туркестанской и Алматинской областям обойдётся в 5,7 млн тенге. Приезд в Казахстан десяти турецких представителей обошёлся в 6,2 млн тенге, не включая авиаперелет. В прошлом году на ведение и продвижение аккаунтов Казахстана в популярных социальных сетях Китая было потрачено 6,2 млн тенге. Интересно, что все зарубежные представители, оказавшиеся в Алматы, проживают в отеле Rahat Palace Hotel.

Возможно, эти договоры связаны с тем, что в проекте Концепции развития туристской отрасли до 2026 года целевыми рынками определены страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также Индия, Китай, Иран. Однако Счётный комитет раскритиковал данное решение. В ведомстве считают, что "вероятность прибытия туристов из большинства этих стран маловероятна, а стратегические ориентиры по данному направлению также существенно переоценены".

Счётный комитет также раскритиковал проведение компанией анализа туристского потенциала и роуд-шоу.

"Отмечено ежегодное дублирование одних и тех же мероприятий (анализ туристского потенциала), а также мероприятий с низкой (сомнительной) эффективностью (роуд-шоу), прямое влияние которых на развитие туристского потенциала не прослеживается", - из оценки Счётным комитетом проекта закона "О республиканском бюджете на 2023-2025 годы".

Корреспондент Orda.kz насчитал, что на анализ туристского потенциала в прошлом году потратили как минимум 42,6 млн тенге. На портале госзакупок в 2021году можно найти такие договоры как:

  • "Услуги по исследованию и сбору данных для продвижения городского туризма" – 11,9 млн тенге;
  • "Услуги по методическому и аналитическому сопровождению инвентаризации объектов туристской индустрии в регионах Казахстана" – 11,2 млн тенге;
  • ТОО "Тумар-Транс" собрал данные в Туркестанской и Жамбылской областях за 12 млн тенге;
  • В Алматинской области Общество слепых сделает эту работу за 7,5 млн тенге.

Что не так с программой KidsGoFree?

Программа субсидирования авиаперелетов детей KidsGoFree фактически не работает. Как заявил Счётный комитет, при плане на 2022 год в 24 тысячи заявок от туроператоров на общую сумму 357,8 млн тенге на 2 сентября оплачены всего 380 заявок на 40 млн тенге (или 11 %). При этом нацкомпания получает деньги за операторские услуги, независимо от успеха программы KidsGoFree.

"Отсутствует зависимость оплаты услуг АО «НК «KazakhTourism» как оператора от количества заявок и выплаченных субсидий на субсидирование авиаперелетов несовершеннолетних пассажиров (KidsGoFree), тогда как до 85 % расходов приходится на оплату труда.

Как следствие, при отсутствии утвержденных сумм на субсидирование авиаперелетов в 2023 году необоснованно предусмотрены операторские услуги за предоставление самих субсидий.

Недостаточно проработан механизм субсидирования детских авиаперелетов, что приводит к невостребованности программы со стороны туроператоров".

Из оценки проекта закона "О республиканском бюджете на 2023-2025 годы" Счётным комитетом

По итогам оценки, Счётный комитет порекомендовал:

  1. Провести анализ степени влияния деятельности АО «НК «KazakhTourism» на развитие туристской отрасли.
  2. Пересмотреть механизм финансирования АО «НК «KazakhTourism» в части оптимизации административных расходов и оплаты за услуги проектных групп.
  3. Сократить 737,7 млн тенге по дублируемым мероприятиям и мероприятиям с сомнительной эффективностью.
  4. Перераспределить 462,2 млн тенге на иные программы Министерства культуры и спорта как несоответствующие направлению расходов на формирование национального туристского продукта (администрирование субсидирования KidsGoFree, анализ туристского потенциала, развитие Онлайн-академии).

Ранее работу "Kazakh Tourism" раскритиковал мажилисмен Максат Раманкулов, выступая на планерном заседании.

По его словам, вместо того, чтобы решать проблемы и в целом развивать туристическую отрасль, "Kazakh Tourism", на который возложили функции оператора Kids go free, начала бурно развивать саму себя, претендуя на комиссионные в пределах 460 млн тенге за госуслуги по предоставлению субсидий туроператорам.

Orda.kz писала об этом здесь.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости