Почему регионы Казахстана годами ждут бюджет на инфраструктуру

cover Фото: Еlements.envato.com

Председатель Сената поднял вопрос: почему государство направляет допбюджет туда, где уже накоплены огромные суммы, тогда как регионы годами ждут элементарного финансирования, сообщает Orda.kz.

Сенатор поставил в пример акционерные общества, на счета которых зашли гигантские суммы. В АО «КазАвтоЖол» за два года поступило около 130 млрд тенге. Год ещё не завершён — сумма может вырасти.

АО «Жасыл Даму» за тот же период получило ещё больше — 600 млрд тенге.

Регионы продолжают искать крохи на инфраструктуру — где-то один млрд, где-то 500 млн тенге. 

Несмотря на такие остатки на счетах, обе структуры снова получат бюджетные деньги. На 2026 год для них уже заложили дополнительное финансирование.
«Эти средства идут в обход единого казначейского счёта, правильно? Из-за этого по ним ослаблен и парламентский, и финансовый контроль. Не выполняют бюджетные процедуры, которые обычно нужны, чтобы использовать бюджетные деньги. То есть нет этого порядка, контроль ослаблен, и возникает вопрос о рациональности использования этих средств»,  сказал Маулен Ашимбаев.

И это только две компании, которые он упомянул. Есть и другие, названия которых пока не прозвучали.

Кроме того, есть утильсбор, плата за проезд по дорогам, выдача сертификатов — колоссальные суммы уходят частным и квазигосударственным структурам.

«Плату за пользование дорогами взимает „КазАвтоЖол“, сертификаты о происхождении товара выдаёт „Атамекен“, утильсбор собирает „Жасыл Даму“ и так далее. Их доходы огромны. Только „КазАвтоЖол“ начислил 52,9 млрд тенге в 2024 году за проезд по дорогам, а за 10 месяцев этого года — уже 79 млрд тенге. Рассматриваете ли вы передачу этих средств в государственный бюджет?»   спросила депутат Нурия Ниязова.

Вице-министр финансов ответил:

«Мы это учитываем. Когда формировали бюджет, закладывали все эти поступления — например, на содержание и модернизацию дорожного ремонта. Планируя расходы, опираемся на общий ресурс, включая организации, которые взимают парафискальные платежи. С 2026 года, с введением нового бюджетного кодекса, мы будем ежегодно проводить анализ этих платежей — на постоянной основе. Этим займутся Министерство нацэкономики и Минфин».

О том, кто в Казахстане нажился на льготном ввозе автомобилей, читайте здесь.

Читайте также:

Лента новостей

все новости