Почему регионы Казахстана годами ждут бюджет на инфраструктуру
Фото: Еlements.envato.com
Председатель Сената поднял вопрос: почему государство направляет допбюджет туда, где уже накоплены огромные суммы, тогда как регионы годами ждут элементарного финансирования, сообщает Orda.kz.
Сенатор поставил в пример акционерные общества, на счета которых зашли гигантские суммы. В АО «КазАвтоЖол» за два года поступило около 130 млрд тенге. Год ещё не завершён — сумма может вырасти.
АО «Жасыл Даму» за тот же период получило ещё больше — 600 млрд тенге.
Регионы продолжают искать крохи на инфраструктуру — где-то один млрд, где-то 500 млн тенге.
Несмотря на такие остатки на счетах, обе структуры снова получат бюджетные деньги. На 2026 год для них уже заложили дополнительное финансирование.
«Эти средства идут в обход единого казначейского счёта, правильно? Из-за этого по ним ослаблен и парламентский, и финансовый контроль. Не выполняют бюджетные процедуры, которые обычно нужны, чтобы использовать бюджетные деньги. То есть нет этого порядка, контроль ослаблен, и возникает вопрос о рациональности использования этих средств», сказал Маулен Ашимбаев.
И это только две компании, которые он упомянул. Есть и другие, названия которых пока не прозвучали.
Кроме того, есть утильсбор, плата за проезд по дорогам, выдача сертификатов — колоссальные суммы уходят частным и квазигосударственным структурам.
«Плату за пользование дорогами взимает „КазАвтоЖол“, сертификаты о происхождении товара выдаёт „Атамекен“, утильсбор собирает „Жасыл Даму“ и так далее. Их доходы огромны. Только „КазАвтоЖол“ начислил 52,9 млрд тенге в 2024 году за проезд по дорогам, а за 10 месяцев этого года — уже 79 млрд тенге. Рассматриваете ли вы передачу этих средств в государственный бюджет?» спросила депутат Нурия Ниязова.
Вице-министр финансов ответил:
«Мы это учитываем. Когда формировали бюджет, закладывали все эти поступления — например, на содержание и модернизацию дорожного ремонта. Планируя расходы, опираемся на общий ресурс, включая организации, которые взимают парафискальные платежи. С 2026 года, с введением нового бюджетного кодекса, мы будем ежегодно проводить анализ этих платежей — на постоянной основе. Этим займутся Министерство нацэкономики и Минфин».
О том, кто в Казахстане нажился на льготном ввозе автомобилей, читайте здесь.
Читайте также:
Лента новостей
- Почему регионы Казахстана годами ждут бюджет на инфраструктуру
- 28 пунктов Трампа: что предлагает США и на что не готова Украина
- «КазМунайГаз» продаст половину своих европейских активов, включая румынские НПЗ
- «Убил из-за ревности» — подробности гибели супругов в Актобе
- Тимати не помог: что с делом блогера, которую защитила министр Балаева
- Названы НПЗ и аэропорты, которые скоро приватизируют
- До 75% ввезены нелегально: что даёт IMEI-верификация смартфонов в Казахстане?
- Какой коллаген халал и допустим ли киберспорт, разъяснили в ДУМК
- Атырау кишит крысами: откуда они взялись и почему их так много
- Fitch Ratings подтвердило рейтинг Kcell на уровне BB+
- «Экономика перегрета»: МВФ потребовал от Казахстана урезать льготы и субсидии
- Индийский самолёт разбился в Дубае
- Дважды проданный ЖК и бывшая компания Кулибаева: новые загадки акординца Баялиева
- В Караганде закрывается бывший завод Нигматулина
- Казахстан и Армения подписали пакет соглашений: от секретной информации до логистики
- «Играете с огнём»: Пекин взорвался из-за слов премьера Японии о Тайване
- На смерть фельдшера и страшный пожар в Алгабасе отреагировала ВОЗ
- «Мисс Вселенная 2025»: чем закончился скандальный конкурс и что сказали участнице из Казахстана
- «Чтобы не стать китайцами»: как живут в Алматы кандасы, приехавшие из КНР
- Детей отправили на дистанционку из-за нашествия крыс в Атырау



