Почему предстоящий визит Путина в Казахстан можно назвать непростым
Очередной приезд президента России в Казахстан 27 ноября будет иметь статус государственного визита. По дипломатическому протоколу такой визит является самым важным в двусторонних отношениях и носит исключительно дружественный характер. Но это в мирной жизни. После «Орешника» сюрпризы не исключаются. Подробности у Orda.kz в аналитической колонке Анатолия Иванова-Вайскопфа.
О предстоящем очередном визите Владимира Путина в Казахстан СМИ обеих стран впервые сообщили 28 октября текущего года. Но без уточнения даты и статуса. Точную дату приезда в Казахстан российского президента назвал 7 ноября во время своего пребывания в Астане глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров. Уточнение о статусе визита Путина появилось лишь 18 ноября.
Исключительно по протоколу
Это уточнение имеет большое значение. В том числе и для жителей столицы. Ведь государственный визит первого лица дружественного государства, совершаемый лишь один раз за весь период исполнения его полномочий, предусматривает огромное количество различных мероприятий. И очевидно, что все они будут проводиться отнюдь не только в резиденции Акорда.
По протоколу в обязательном порядке должны состояться торжественные церемонии встречи и проводов высокого гостя в аэропорту с участием главы государства принимающей стороны.
Если что и будет из обязательного непосредственно в Акорде, то только переговоры на высоком уровне. Вначале в закрытом, а потом и в расширенном формате. Не исключено, что там же, в президентской резиденции, состоятся обязательные по протоколу любого государственного визита встречи с премьер-министром и спикерами парламента. Хотя и не факт и не слишком критично для рядовых астанчан, так как от Акорды до зданий правительства и парламента, образно говоря, всего два шага сделать.
Кстати, как раз к казахстанско-российским переговорам и будет приковано особое внимание. И не только российских и казахстанских СМИ, но и ведущих мировых изданий. Интерес со стороны зарубежной прессы во многом связан с прошедшим боевым испытанием ракет средней дальности «Орешник», которые, по поступающей из Днепра негласной информации, полностью разрушили заводские корпуса «Южмаша».
Но то было в минувший четверг. Однако, по имеющейся у редакции информации, уже в пятницу утром Кремль по дипломатическим каналам опроверг появившиеся разговоры, подчеркнув, что государственный визит президента России в Казахстан состоится в соответствии с ранее достигнутыми договорённостями.
Возможно, именно по этой причине президент Токаев в ту же пятницу и поручил своей администрации, правительству, силовым ведомствам и акиматам на местах «принять срочные меры по обеспечению безопасности основных военных и гражданских объектов в связи с эскалацией ситуации вокруг Украины». Что вполне объяснимо, учитывая, что все без исключения государственные визиты осуществляются исключительно по специальному приглашению руководства принимающей стороны.
В тюрьму за плакаты и скандирование не посадят, но суток на 10–15 за нарушение общественного порядка изолировать могут, прибавив к ним ещё и административные штрафы.
Во имя выгоды
Впрочем, даже если все запланированные протоколом мероприятия общего характера пройдут без сучка и задоринки, сам переговорный процесс ожидается довольно сложным. Особенно в закрытом формате. Вероятнее всего, будут рассматриваться три блока вопросов — финансово-экономический, военно-политический и международный.
Экономический блок наверняка будет самым большим по числу обсуждаемых вопросов:
- о доминирующем участии «Росатома» в консорциуме по возведению АЭС;
- более активное подключение официальной Астаны к участию и финансированию проекта строительства газопровода Россия — Китай, часть которого может пройти по территории северных и восточных областей Казахстана;
- допуск российских компаний к модернизации изношенных казахстанских энергосетей на фоне разговоров о росте внепланового закупа электроэнергии в России.
Вряд ли забудут обсудить темы присоединения Казахстана к БРИКС хотя бы в качестве партнёра объединения, возникшие разногласия по экспорту зерновых, а также о работе платёжной системы «Мир» на территории РК.
Часть обсуждаемых вопросов на переговорах в закрытом формате получат публичность в ходе встречи договаривающихся сторон в расширенном формате, а под занавес государственного визита Путина — и на совместной пресс-конференции президентов России и Казахстана. Она, кстати, входит число обязательных мероприятий, которые закреплены международными правилами дипломатии.
Под сенью «Орешника»
Если же говорить о переговорах по двум другим блокам, то информация о достигнутых договорённостях почти наверняка останется за закрытыми дверями. Хотя бы потому, что эта часть переговоров, скорее всего, будет отличаться изрядной нервозностью. И не только в связи с боевым испытанием «Орешника», коим Путин, в отличие от сидящих напротив него с пресными лицами руководителей Министерства обороны и военно-промышленного комплекса России был очень доволен. Судить о сложности предстоящих дискуссий по вопросам войны и мира можно по серьёзным претензиям к Казахстану, которые всё чаще появляются на страницах становящихся влиятельными в России так называемых патриотических СМИ и в телеграм-каналах военкоров.
Естественно, это уже отражается и на заявлениях близких к Путину высокопоставленных лиц. Показательно в этом отношении безобидное с виду замечание помощника президента России в звании генерала армии Николая Патрушева, которые он, будучи 13 ноября в Каспийске, сделал во время празднования 302-й годовщины Каспийской флотилии:
«Присутствие ВМФ РФ в Каспийском море позволяет сдерживать попытки „некоторых прибрежных стран“ к открытию акватории для флота НАТО».
Позже произнесённые им слова в канун уже анонсированного визита Путина в Казахстан постарались подчистить, но, как говорится, интернет помнит всё. Однако, несмотря на проведённое цензурирование, следует ожидать, что после рассказа в закрытом режиме об особенностях «Орешника», российская сторона ненавязчиво предложит руководству Казахстана определиться, с кем оно: с Россией или Западом. Подобное предложение может прозвучать и на следующий день во время юбилейного саммита ОДКБ, где также возможно присутствие Владимира Путина.
Как бы то ни было, но итоги государственного визита президента России в Казахстан будут официально объявлены успешными, жизнеутверждающими и максимально плодотворными. Значительная часть российских и казахстанских СМИ обязательно подчеркнёт, что прошедший визит в очередной раз продемонстрировал образцово-показательные взаимоотношения между обеими странами. Главным же показателем этой «больше, чем дружбы» станет число подписанных документов, которых будет около двух десятков.
...Только есть подозрение, что в основном это будут всевозможные меморандумы и «дорожные карты», которые нередко к исполнению необязательны.
Читайте также:
Лента новостей
- Отца Шерзата Полата навестили в ИВС
- В Астане несколько жилых комплексов остались без света
- Президент Казахстана посетил школу, которая носит имя его отца
- Путин вручил Кадырову новый орден
- Кыргызский музыкант, подвергшийся пыткам в Казахстане, хочет взыскать с полицейских 61 миллион тенге
- Определены соперники Казахстана в отборе на чемпионат мира по футболу
- Акима Енбекшиказахского района Талгата Байедилова рекомендовали уволить
- Торг уместен: за строительство АЭС в Казахстане идёт соперничество
- Неизданные треки Майкла Джексона нашли в заброшенном контейнере в Калифорнии
- Тело шестилетнего мальчика нашли подо льдом в Темиртау
- Почему бывшую резиденцию Назарбаева в Актобе не отдали детям
- Так себе победа: доллар подешевел на 0,1 тенге
- Отставка через три месяца: во Франции опять новый премьер-министр
- Какие сроки светят Дикому Арману и его сообщникам
- После скандала с Перизат Кайрат в Актюбинской области могут ужесточить контроль за благотворительными фондами
- Проблемных кредитов в Казахстане стало почти в три раза меньше
- Отца Шерзата Полата оставили под арестом
- Медицинские организации будут делить по зонам риска – ФСМС
- Резкое похолодание в Казахстане: снегопады, метели и морозы
- Исследование: казахстанская молодежь стала меньше верить в улучшение своего материального положения