Почему отчёты Казахстана по экологическим конвенциям расходятся с реальностью

cover Коллаж Orda.kz

На международной встрече в Женеве представитель Минэкологии Казахстана Даулет Есмагамбетов заявил, что в стране «всё хорошо» с доступом к экологической информации и ситуация «улучшается благодаря цифровизации». Однако независимые экологи называют эти заявления далекими от реальности, сообщает Orda.kz.

Сама встреча была посвящена Орхусской конвенции — международному соглашению, регулирующему право граждан на доступ к информации, принятию решений и правосудию в вопросах окружающей среды, а также обсуждению регистров выбросов и переноса загрязнителей. На официальном интернет-ресурсе Министерства экологии сообщается

«Казахстан последовательно реализует принципы Орхусской конвенции, опираясь на современные цифровые инструменты, позволяющие обеспечить открытость, прозрачность и доступность экологической информации. Особое внимание было уделено Национальному банку данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов — ключевой платформе. Также были представлены другие цифровые решения, включая систему автоматизированного мониторинга промышленных выбросов, геопортал "Табиғат" и цифровую платформу общественных слушаний. Казахстан подчеркнул, что цифровизация становится эффективным механизмом для укрепления общественного участия, повышения экологической ответственности и решения задач, связанных с изменением климата, утратой биоразнообразия и предотвращением загрязнений».

Но не все специалисты согласны с такой радужной оценкой. В первую очередь сами организаторы Восьмой сессии Совещания сторон Орхусской конвенции. Они подготовили документ, подробно перечисляющий какие пункты нарушает Казахстан. 

Ссылка на скачивание файла - Скачать.  

Кроме того, многочисленные скандалы и протесты гражданских активистов, сопровождающие разного рода девелоперские инициативы, возведения новых объектов и муниципальные реконструкции, позволяют усомниться в словах Даулета Есмагамбетова. 

В то время как официальные отчёты рисуют позитивную картину, реальные экологические конфликты показывают обратное. Истории из разных регионов Казахстана:

Также ситуацию со своей стороны прокомментировал руководитель старейшего в стране экологического общества «Зелёное спасение» Сергей Куратов.

«Нас сильно удивила информация, содержащаяся в национальном Докладе о выполнении Конвенции за период 2021-2024 годы. Во-первых, в нём утверждается, что в Конституции РК закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. На самом деле в пункте 1 статьи 31 Конституции указано, что "государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека"».

Он считает, что это предоставление недостоверной информации на международном уровне. В Казахстане же изобретают всё больше ограничений из-за чего эффективное участие общественности в решении экологических вопросов невозможно. Чиновники и бизнесмены нередко ссылаются на наличие коммерческой тайны. Но на этот случай в Конвенции предусмотрено, что конкретно коммерческие секреты могут быть закрыты, но вся остальная информацию по проекту должна быть доступна. 

Ссылка на скачивание файла - Скачать.  

«Наглядный пример — проект Горного кластера в Алматинской области. Он сразу вызвал множество вопросов у общественности и у нашей организации. Но, видимо, никому не удалось получить исчерпывающей информации по этой теме, а тем более войти в состав группы, разрабатывающей данный проект»,  сказал Сергей Куратов.

Исключение из нового Экологического кодекса требования обязательной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) для проектов, которые могут напрямую или косвенно влиять на экологию и здоровье людей, значительно упростило реализацию сомнительных и потенциально вредных инициатив. В то же время гражданам стало гораздо сложнее добиваться их отмены или хотя бы корректировки.

Согласно Конвенции её стороны должны обеспечить эффективное участие общественности в процессе принятии решений на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов, включая отказ от планируемой деятельности. 

Конвенция также требует, чтобы общественности предоставляли всю информацию о проекте в том же объёме, что и государственным органам, которые принимают окончательное решение. Общественность и госорганы должны находиться в равных условиях.

«Мы считаем, что разработка проекта Горного кластера происходит с нарушением многих вышеперечисленных положений Орхусской конвенции. Это можно сказать и относительно реализации проекта реконструкции рощи Баума в Алматы. Это не простой вопрос, поэтому необходимо было десятки раз его обсудить, провести, если нужно десятки общественных слушаний, пока все стороны не придут к компромиссному решению. А не обсуждать целесообразность установки бордюров, создания бетонных площадок, установки видеокамер одновременно с проведением работ»,  подчеркнул руководитель «Зелёного спасения».

Далее: пункт 3 статьи 9 Конвенции гласит, что её стороны обеспечивают для общественности доступ к административным или судебным процедурам для оспаривания действий или бездействия частных лиц и госорганов, нарушающих национальное экологическое законодательство. Но из нового Экологического кодекса исключено право общественности оспаривать действие или бездействие частных лиц. При этом в национальном Докладе указано, что препятствий для осуществления положений 9 статьи Конвенции в Казахстане не существует, отметил спикер. 

Аналогичной точки зрения на ситуацию в республике придерживается и председатель Ассоциации практикующих экологов Казахстана Лаура Маликова. 

По её словам, в последние годы в нашей стране на уровне правительства и администрации президента от Министерства экологии требуют одобрять инвестиционные проекты даже если они наносят значительный ущерб окружающей среде и вступают в полное противоречие с экологическим законодательством РК.

Ссылка на скачивание файла - Скачать.  

Чиновникам ставят задачи всячески содействовать инвесторам, невзирая на ограничения Экологического кодекса и международных соглашений, в том числе Орхуской конвенции. 
Поэтому невозможно согласиться с заявлением представителя РК о том, что Казахстан соблюдает положения данной конвенции. 

«Мы прекрасно знаем, как обошлись с жителями села Маралды в Курчумском районе ВКО, которые выступали против запуска золотодобывающего предприятия, применяющего цианид, на вершине горы над их домами, возле реки, которая протекает через село и чью воду потребляют жители.  А ведь как раз в ВКО в селе Сикисовка произошла крупная техногенная катастрофа с розливом цианида. Было зафиксировано превышение предельно допустимого содержания цианида в 500 раз. И когда в селе Мааралды жители проявляли недовольство власти мобилизовали силовиков, которые объявляли собрания незаконными и задерживали активистов. Им инкриминировали создание незаконных неправительственных организаций. при том, что местные сообщества являются не НПО, а поселковыми собраниями типа маслихатов и абсолютно законны»,  подчеркнула Лаура Маликова. 

Ссылка на скачивание файла - Скачать.  

«При этом вода, воздух, почва — и в целом окружающая среда — являются базовыми общественными благами. Государство обязано защищать их в первую очередь, а не интересы инвесторов, которые могут приехать в Казахстан, извлечь выгоду и уехать, оставив последствия местным жителям. При этом новые экономические проекты и предприятия республике нужны, но с соблюдением требований Экологического кодекса»,  заключила эколог.

Читайте также: 



Лента новостей

все новости