Почему люди гибнут, а государству нет дела? Цену жизни обсудили в подкасте ORDA News
В новом выпуске подкаста ORDA News обсуждают массовые трагедии и отсутствие реакции власти. Почему каждый подобный случай сопровождается попытками замолчать происходящее — рассуждают главный редактор Orda.kz Гульнара Бажкенова, адвокат и общественный деятель Инга Иманбай и активист Жаркын Курентаев. Их разговор — о ценности человеческой жизни, о том, как государство понимает свои обязанности перед гражданами, и понимает ли.
За двое суток в Казахстане произошли сразу две трагедии, унесшие 20 жизней. В Туркестанской области в селе Алгабас в страшном пожаре погибли 12 человек, среди них девять детей. Когда пожарные прибыли, дом уже был полностью охвачен пламенем, а позже обрушилась крыша. Внутри находились две семьи. Троих человек удалось вынести живыми, их состояние оценивается как тяжёлое. Днём ранее в Западно-Казахстанской области на трассе Чапай — Жангала — Сайхин при столкновении двух автомобилей и последующем возгорании погибли восемь человек.
«Главная ценность — это человеческая жизнь»
Инга Иманбай напомнила, что Конституция прямо говорит: высшая ценность государства — жизнь человека, но эта норма существует только на бумаге.
«Можно было бы снизить риски и минимизировать количество таких случаев, если бы у государства была бы цель: исполнять Конституцию. Чиновники недопонимают свою роль и ответственность в жизни граждан», говорит она.
Спикер подчеркнула, что ощущение незащищённости становится для общества нормой:
«Мы живем будто в джунглях, где каждый сам за себя. Не доверяем полиции, судам, медицине, образованию. И все будто привыкли, что ты должен сам защищаться. А ведь это основа государства — соблюдать наши права и в первую очередь право на жизнь».
При этом подобные трагедии, говорит она, не ограничиваются пожарами и авариями — в последние годы к ним добавились гибели молодых людей в армии.
«К пожарам, массовым авариям я бы ещё добавила смерти в армии. За последние три года в мирное время в армии погибли 270 молодых людей. Я веду дело Кайсара Султанова, год назад это произошло — два выстрела в голову, между ними прошло шесть минут, есть экспертиза, что уже после первого выстрела он не был жив. Но дело три раза закрывали как самоубийство. Все эти следственные органы — это же государство. И сколько стоит для них человеческая жизнь, когда явно убили человека, а дело закрывают? И что самое страшное, убийца уже год гуляет на свободе».
Иманбай подчеркнула, что в любой цивилизованной стране, где жизнь каждого гражданина действительно является ценностью, после гибели 12 человек на место трагедии приехали бы премьер-министр, депутаты, был бы объявлен национальный траур.
«Произошла трагедия, но при всём при этом государственные органы пытаются обставить всё так, будто сами погибшие окажутся виноватыми. Хотя ответственность лежит на всех — начиная с местного акима, органов архитектурно-градостроительного контроля, МЧС, замакимов. Всех их поголовно сажать надо», заявил Курентаев.
Обсуждая пожар, Курентаев отметил, что, судя по всему, дом был недостроенным, и люди вселились туда, несмотря на это.
Попытки замолчать трагедии
Гульнара Бажкенова отметила, что реакция властей становится всё более закрытой:
«В село Алгабас, где произошёл пожар, поехал только журналист „Орды“. Остальные СМИ молчат либо пишут, как Минздрав борется за жизнь выживших. Это уже практика советская какая-то, когда о таких событиях просто не сообщают, умалчивают. Наш сайт просто глушат, чтобы ничего не знали».
Иманбай считает, что курс на сокрытие информации не сработает:
«К этому идёт, они этого хотят. Но мне кажется, что они этого не добьются. Сейчас есть социальные сети — люди всё равно высказываются и не молчат».
По словам Жаркына Курентаева, отсутствие ответственности — одна из главных причин системных провалов:
«У нас все чиновники говорят: главное, чтобы меня это не коснулось».
Иманбай добавляет:
«Политической воли на перемены нет. Наше государство не понимает свою функцию — у них нет ответственности за жизнь каждого гражданина».
Бажкенова при этом уточнила, что разговор об ответственности не должен превращаться в ожидание отцовской опеки:
«Я сама не сторонник этого подхода, я всегда говорю: за меня и мою жизнь не надо нести ответственность, меня просто не трогайте. Это уже патронализм людей: как будто всё нам должно государство».
Гульнара Бажкенова отметила, что сильное государство возможно только при сильном обществе. По её словам, после 2022 года общество оказывало давление на власть, однако со временем государство вернуло свои позиции, и теперь без активного голоса граждан ситуация в стране не изменится.
Читайте также:
Лента новостей
- Почему люди гибнут, а государству нет дела? Цену жизни обсудили в подкасте ORDA News
- Россия скупает казахстанское золото
- Казахстанцы имеют право уходить с работы пораньше — Минтруда
- Мясо неизвестного происхождения продавали на крупном рынке Астаны
- Казахстанкам, получившим липовый декрет, придётся вернуть миллионы государству
- Что означает слово «зэк»: в Алматы возобновился суд по делу блогеров Кушеева и Каримова
- Лиса загрызла кошку и накинулась на собаку на глазах жителей села в СКО
- Алматинский ипподром под ударом? В чём Базарбек обвиняет «Отбасы банк» и застройщиков
- КНБ задержал чиновника ДГД за тайные схемы на границе
- Как избавить Алматы от пробок, придумали депутаты
- Один из самых тяжёлых обстрелов: 19 человек погибли после удара России по Тернополю
- Где будут мести в Казахстане метели на этой неделе
- Блогера вызвали в полицию Астаны за пост о Тимати
- Школы в семи регионах РК ушли на дистанционку из-за вспышки ОРВИ
- Сколько детей заболели корью в Казахстане, рассказали в Минздраве
- Нашествие бешеных лис в Костанае озадачило чиновников
- Председателя оргкомитета «Алга, Казахстан» Джахина задержали в Кокшетау
- Что обсудил Токаев с министром Саденовым
- Школы переходят на дистанционное обучение из-за роста ОРВИ
- Трижды не увидели беременность у девятиклассницы — медиков уволили в Актюбинской области



