Почему экс-глава NU защищает Масимова, или Кто хочет откатить историю Казахстана на три года назад?

cover

Одним из важнейших событий прошлого года стал возврат активов группы Jusan в Казахстан. Практически все казахстанские медиа ограничились по этому поводу перепечатками пресс-релизов Генеральной прокуратуры и Назарбаев Университета. Orda.kz же участвовала в его освещении с первых дней, включая громкие заявления Каната Нурова и откровения Аслана Саринжипова. И некоторые события последнего времени заставляют нас к этой теме вернуться. Подробности — в материале аналитического отдела Orda.kz.

Японская реконкиста

По состоянию на конец 2023 года дело Jusan Group благополучно закрыто: активы стоимостью 1,5 млрд долларов возвращены на родину, у бывших бенефициаров группы нет никаких претензий, банк продолжает жить своей жизнью и, по некоторым данным, завершает разработку новой стратегии развития, а обещанный некоторыми инсайдерами bank run так и не наступил.

Но в декабре 2023 года в эфире неожиданно появился Шигео Катсу — экс-президент Назарбаев Университета и экс-председатель правления Jusan Bank.

Сначала на сайте Intellinews вышла его статья Fate of university that broke mould in Kazakhstan is in the balance, в которой Катсу рассказал о важности искусственного интеллекта для будущего человечества, а затем поведал, что «судьба университета находится на лезвии ножа». Про Jusan Bank при этом — ни слова. Статья в отечественном медиапространстве интереса не вызвала.

В феврале 2024 года Катсу поднимает ставки: на сайте Reaction.life выходит его статья Defenders of liberal values should call out the sabotage of Nazarbayev University, написанная в гораздо более интенсивных тонах. Катсу в ней призывает иностранных партнёров Назарбаев Университета защитить учебное заведение от нападок. Особенное внимание Катсу уделяет, во-первых, экспансии российских вузов в Казахстан (которая, правда, еще не началась и неизвестно как помешает Назарбаев Университету) и «посягательствам на финансовую свободу».

В этой статье Катсу начинает раскрывать карты: он называет передачу фонду в США (New Generations Foundation — прим. ред.) управления активами Jusan Group на сумму 1,5 млрд долларов, которую Республика Казахстан считает воровством, «инвестиционным решением, которое обеспечило бы университет и интеллектуальные школы финансированием на долгие годы вперёд». О создании самого Jusan Bank Катсу говорит так: «По просьбе правительства мы инвестировали в обанкротившиеся банки, консолидировали их, оцифровали и сделали прибыльными».

Сброшенные маски

Наконец, в марте 2024 года на сайте University World News выходит статья Former president of Nazarbayev University issues warning, которая, во-первых, написана не самим Катсу, а лишь цитирует его и приводит другие мнения (в том числе противоположные его видению); во-вторых, ужесточает риторику; в-третьих, полностью раскрывает замысел Катсу, который заключается в публичной защите Карима Масимова.

Наиболее примечательны следующие фрагменты статьи:

✅ Катсу считает Масимова «козлом отпущения во внутриэлитной борьбе»;

✅ Катсу считает информационную атаку на него «срежиссированной по российским лекалам» и видит свою «безупречную репутацию» неудобной для многих в Казахстане;

✅ Катсу отмечает, что встречался с Нурсултаном Назарбаевым два-три раза в год;

✅ Катсу считает, что утрата Назарбаев Университетом независимости приведёт к разрыву отношений с иностранными партнёрами вуза;

✅ Сирке Мякинен, преподаватель Университета Хельсинки и эксперт по международному сотрудничеству вузов России, с одной стороны, соглашается с Катсу в вопросе об усилении давления России на Казахстан после февраля 2022 года; с другой стороны, подчёркивает, что правительство Казахстана воспринимает Назарбаев Университет в качестве флагмана и, скорее всего, планирует поменять только модель финансирования;

✅ Салтанат Джаненова, экс-сотрудник Назарбаев Университета, подчеркивает, что на NU приходилась треть всех государственных трат на образование, что контракты университета с иностранными партнёрами не были прозрачными, и что модель финансирования, рекламируемая Катсу, не была устойчивой и требовала постоянных вливаний из государственного бюджета;

✅ Катсу, не называя имён, говорит о «казахстанском олигархе», который заключил «очень плохую» сделку с экс-бенефициарами Jusan Group и забрал управление активами себе — речь, очевидно, о Галимжане Есенове, который после «покупки» у него «АТФ Банка» влияния на Jusan Bank не имел вообще;

✅ Катсу считает, что НУ и НИШ должны были получить «не менее половины» вместо 5 % от сделки. И он прямо говорит, что рассчитывал на дивиденды от Jusan Bank, чтобы инвестировать их в НУ и НИШ.

Эбенезер-сан

О некоторых странностях работы Шигео Катсу в Казахстане и до того ORDA уже писала.

В статье «История одного ректора: как связаны Шигео Катсу и уничтоженная албанская деревня» мы рассказывали о сносе албанской деревни Джале. Он был проведён в рамках проекта Всемирного банка «Комплексный проект очистки и рационального использования побережья», пост вице-президента в котором занимал как раз Катсу. Совпадение или нет, но он был уволен из ВБ после этого скандала и тут же получил должность в Казахстане.

В статье «Назарбаев Университет пытается оборвать связи с Шигео Катсу?» мы писали про злоупотребление административным ресурсом на примере создания Корпоративного фонда University Medical Center, которому передали значительные медицинские активы, и про дисбалансы в финансировании — 10 млн долларов в год от «Назарбаев Фонда» против 60 млрд тенге в год из государственного бюджета. Здесь же мы рассказывали про попытки Катсу «откорректировать» долю Есенова в Jusan Bank в марте 2022 года, подтолкнувшие последнего к подаче иска в Лондонский арбитраж.

В статье «Илиада с Jusan для Казахстана завершена, начинается Одиссея» мы подробно писали о том, кем, из чего и какими методами создавался Jusan Bank, как его активы выводились из страны и какое сопротивление оказал Катсу их возврату.

Во всём этом не хватало одной детали — описания личной финансовой заинтересованности Шигео Катсу. Данные коллег и публичной финансовой отчётности (2021 год, 2022 год) позволяют очертить «круг жадности» Катсу, но не дают точные цифры.

Но информация сама нашла тех, кто её искал: в наш анонимный Telegram-бот @orda2020_bot поступила форма 990 фонда New Generations Foundation (NGF) за 2022 год. Аналогичные формы подают в Налоговое управлению США (IRS) организации и благотворительные фонды, не платящие налоги.

В этом документе, который в соответствии с законодательством США является общедоступным, есть множество любопытных деталей, проливающих свет на личную заинтересованность Шигео Катсу в откате национальной истории на три года назад.

Во-первых, в 2021 году (в форме приводятся некоторые данные за предыдущий год) взносы в NGF составляли 5,8 млн долларов, в 2022 году — 0 долларов. 

Во-вторых, инвестиционный доход за 2021 год составил 12,9 млн долларов, а в 2022 году — чуть больше 12 млн долларов. На ежегодные выплаты NGF экосистеме НУ и НИШ (как указано выше, 10 млн долларов в год) этого достаточно, но где взять остальные 60 млрд тенге в год?

В-третьих, грантовые выплаты NGF резко просели с 11,9 млн долларов в 2021 году до 2,46 млн долларов в 2022 году. Очевидно, Фонд не горел желанием спонсировать своих подопечных, которые держались за счёт государственных субсидий.

Самое главное: господин Катсу за 2022 год получил от связанных с NGF организаций вознаграждение в размере 553 тысяч долларов за 5 (!) рабочих часов в среднем за неделю: Это делает его с большим отрывом самым дорогим управленцем NGF: если условиться, что в году 52 недели, то Катсу, отработавший в Фонде примерно 260 рабочих часов в год, получал чуть больше двух тысяч долларов в час (!).

Стоит ли удивляться, что Катсу крайне недоволен возвратом активов Jusan Group в Казахстан, ведь он лишил его не только «кормушки NGF», но и всех остальных «кормушек», из которых он едва ли получал меньше. Но жадность делает Катсу неосмотрительным: публичная поддержка Карима Масимова и сомнения во внешнеполитическом курсе Казахстана вряд ли помогут ему добиться желаемого.

Лента новостей

все новости