Почему для первой АЭС выбрали «Росатом» и как защитят проект от санкций

cover Фото: Envato

Решение о реализации первого проекта АЭС с участием российской госкорпорации «Росатом», а в дальнейшем с китайской CNNC, стало результатом тщательного анализа национальных, технологических и экономических факторов, сообщает Orda.kz.

Однако столь амбициозные проекты не могут развиваться в вакууме. Глобальная геополитическая нестабильность и санкционное давление создают определённые риски.

Выбор «Росатома» для строительства первой АЭС в Казахстане вызывает дискуссии в части возможных последствий международных санкций. Однако по состоянию на 2025 год компания не находится в санкционных списках ЕС, США и Великобритании. Причина — не политическая снисходительность, а стратегический расчёт: в атомной сфере Европа всё ещё критически зависит от России. 

DW.com указывает, что около 20 % всего природного урана в ЕС поступает из России, и немедленная замена таких объёмов, по расчётам экспертов, обошлась бы ЕС в миллиарды евро. Помимо этого, в Словакии, Болгарии, Венгрии, Чехии и Финляндии насчитывается в общей сложности 18 ядерных реакторов российской разработки, которые сейчас используют российские технологии и работают исключительно на российском топливе, и их адаптация к альтернативным поставщикам требует долгосрочной перестройки всей системы.

На долю России приходится более 45 % мировых мощностей по обогащению урана, она поставляет ядерное топливо на АЭС ряда стран, в том числе и в США, которые, несмотря на жёсткий санкционный режим в отношении РФ, продолжают ежегодно платить один млрд долларов за ядерное топливо, поставляемое «Росатомом».

В этом контексте очевидно, что атомная энергетика рассматривается как часть климатической повестки, и на неё не распространяются ограничительные меры, чтобы не нарушить энергетическую безопасность. Сама МАГАТЭ настойчиво призывает избегать санкционного давления на гражданскую атомную отрасль, чтобы не ставить под угрозу отрасль энергетическую.

Тем не менее, Казахстан учитывает возможные изменения. В соглашениях будут учтены санкционные оговорки и защитные механизмы, которые уже применялись в других международных проектах. Консорциум возглавит подрядчик, прошедший комплексную юридическую проверку на устойчивость к санкционным сценариям и потенциальным сбоям в цепочках поставок. Кроме того, за счёт сотрудничества с китайской корпорацией CNNC по вопросу строительства АЭС создаётся диверсифицированная структура партнёрства, которая снижает стратегические и геополитические риски, делая проект более устойчивым в долгосрочной перспективе.

Отдельное внимание в реализации АЭС уделяется финансовым рискам, которые сопровождают любой масштабный инфраструктурный проект с международным участием. Они включают изменения стоимости оборудования и логистики, валютные колебания, риски удорожания проекта из-за глобальной инфляции и нестабильности рынков капитала.

Казахстан учитывает возможные финансовые риски и заранее прорабатывает механизмы для их минимизации. В частности, Россия подтвердила готовность предоставить Казахстану экспортный кредит на реализацию ключевых этапов проекта: закупку оборудования (реакторы, парогенераторы, насосы), строительство и монтажные работы. Это позволит гарантировать стабильность финансирования и соблюдение графика реализации.

Параллельно акцент делается на максимальную локализацию строительных и подрядных работ – использование казахстанских материалов, специалистов и подрядчиков. Такой подход снижает зависимость от импорта и внешних факторов, укрепляет внутренний рынок и позволяет сократить валютные издержки.

Читайте также:

Лента новостей

все новости