План развития города до 2030 года представили в Алматы

cover Фото: Максим Золотухин

Проблемы мегаполиса и пути их решения презентовали на 25 сессии маслихата.

Так, по предварительным оценкам городского акимата, до 2030 года уйдёт 6,1 трлн тенге на развитие проекта «Город для людей». Кроме того, действующую программу до 2025 года решено изменить. Об этом и другом рассказали на утверждении «Программы развития до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года». Orda.kz приводит самое интересное из презентации.

Вода

В частности, в алматинском акимате планируют дойти до качественного и полноценного водоснабжения города. Для этого необходим почти триллион тенге. До 2030 года за счёт инвестиций из бюджета уйдёт 625,7 млрд тенге. По планам, это позволит повысить доступ населения к водоснабжению и водоотведению, а также снизить долю изношенных сетей.

Кадр из трансляции AlmatyTV
Кадр из трансляции AlmatyTV

Экономика

В то же время, экономический портрет Алматы плох. По данным аналитиков акимата Алматы, с 2015 года доходы населения города выросли всего на 1,4%. Заместитель акима Алишер Абдыкадыров уточнил, что алматинцы находится в ловушке средних доходов. По его словам, анализ международного опыта показал необходимость изменить структуру экономики с повышением доли обрабатывающей промышленности.

Кадр из трансляции AlmatyTV

Приоритетом для экономики города станут: креативная индустрия, сектор IT и туризм. Акцент планируют сделать на создание рабочих мест с высокой производительностью труда, а также на привлечение инвестиций и улучшение деловой среды.

По данным акимата, сейчас ВВП на душу населения составляет $18 194, уже в 2030 году этот показатель увеличится до $30 000. И это всё благодаря программе развития, добавил замакима.

Агломерация

На сессии обсудили вопросы агломерации и её проблем. Судя по плану, улучшить жизнь алматинцев и областников могут к 2030 году.

«Алматы и Алматинская область тесно связаны многими жизненными процессами. Однако населённые пункты вблизи Алматы не имеют постоянной транспортной связи. Отсутствуют магистральные виды общественного транспорта в Каскелен, Талгар, Есык и Кунаев. Кроме того, растёт количество многоэтажек в границах города, что увеличивает плотность населения.
Тем временем, каждый день в город в въезжает 230 тыс. машин», — обосновали изменения чиновники, предлагая решения.

Кадр из трансляции AlmatyTV

Кроме того, транзитный поток грузового автотранспорта – одна из причин заторов на дорогах.

Отсутствие связи транспортного и градостроительного планирования в рамках агломерации считается одной из решающих трудностей. К этому пришли аналитики в акимате. Поэтому в каждом из генпланов города и Алматинской области эти вопросы впредь должны быть учтены.

По данным акимата, Алматы необходимы: закон об агломерации, единая транспортная модель, анализ экономической модели для привлечения частных инвесторов. Таким образом, в Алматы появится третий железнодорожный вокзал в поселке Боралдай. 

Транспорт

Замакима Алматы Аскар Амрин заявил, что в крупных городах мира население в основном передвигается скоростным транспортом — метро, ЛРТ, БРТ. А автобусы, велосипеды, самокаты используют для того, чтобы добраться до этих средств передвижения.

«Предполагается прокладка магистральных путей в районе Боралдая, где сейчас пробивается улица Саина. Новый вокзал охватит весь западный район Алматы. Жители Алатауского, Наурызбайского районов смогут добираться до города, экономя время, не заезжая на Алматы-2», — добавил замакима Алматы Мухит Азирбаев.

По словам спикера, предлагается за счёт введения выделенных полос и развития интеллектуальных транспортных систем увеличить скорость движения автобусов и троллейбусов.

Так, в Алматы до 2025 года будет продлена действующая линия БРТ до полицентра «Восточные ворота» и запущена новая линия БРТ по проспекту Райымбека.

«В 2025 году будет введена в эксплуатацию станция метро Калкаман, начнётся строительство следующих трёх станций в западном направлении. К 2027 году запустим первую линию скоростного легкорельсового трамвая по улице Толе би», — заключил Амрин на заседании маслихата.

Молодёжь

Коснулись и проблем молодёжи. Как показывают представленные данные, каждый пятый молодой безработный – алматинец. А доля молодёжи категории NEET всё ещё растёт. Сейчас это количество колеблется от 28 до 50 тыс. человек. Тем временем, каждый пятый подросток пробовал синтетические наркотики.

Кадр из трансляции AlmatyTV

Для решения проблем молодёжи в акимате предлагают создать условия для полноценной коммуникации с упором на трудоустройство, обучение и раскрытие потенциала.

Чиновники полагают, что могут охватить все категории молодёжи и трансформировать их. Для этого в 2023 году отроют городской центр карьеры. Там и будет происходить взаимодействие госструктур, учебных заведений и работодателей в соответствии с атласом новых профессий.

Безопасность

За восемь месяцев в мегаполисе совершили 22,8% от всех уголовных преступлений в стране. Анализ чиновников городского акимата показал, что прямо или косвенно преступления случаются из-за нескольких показателей:

  • низкий уровень освещения либо его отсутствие в общественных местах;
  • неполное покрытие системами видеонаблюдения;
  • отсутствие «умных» систем видеоаналитики;
  • рост уровня приверженцев деструктивных религиозных течений;
  • нет приемлемых условий для работы участковых инспекторов полиции, а также сервисной её модели.
Кадр из трансляции AlmatyTV

Такими данными поделились на 25 сессии маслихата Алматы. В акимате планируют решить проблемы постепенно. По плану до 2025 года собираются внедрить:

  • видеонаблюдение на всех объектах УТО и дворах МЖК;
  • тревожные кнопки;
  • до 100% покрытия освещением дорог и улиц.

До 2030 года в планах открыть 30 полицейских участков, внедрить видеоаналитику – распознавание лиц, а также сервисную модель полиции во всех районах города. Для решения вопросов безопасности планируется потратить 27 млрд тенге.

Мнение экспертов

Экономист, экс-глава компании по управлению электрическими сетями KEGOC Асет Наурызбаев сказал, чего в плане нет. По его словам, главная проблема представленной концепции развития: отсутствие концептуальности по всем направлениям и конкретных планов их реализации.

«План — не догма, руководство к действию. Давайте с ним ещё работать. Никто не мешает маслихату принять соответствующие изменения», — заключил эксперт.

Другой эксперт, политолог Марат Шибутов, отметил, что процесс подготовки документа с вовлечением большого количества специалистов – беспрецедентный опыт народной демократии.

Член комиссии маслихата по предпринимательству, инвестициям, туризму, земельных отношений и экологии Сергей Понамарев поддержал предыдущего коллегу. Однако снизить уровень загрязнения он считает первостепенной задачей для города.

«Проблема – перевести на газ многочисленные дачные массивы на присоединённых территориях. Топят до сих пор всякой дрянью. Выбросы от транспорта – ещё одна угроза. Обновление автопарка происходит крайне медленно. Для динамичного развития электротранспорта остаётся проблемой недостаточное количество зарядных станций. Что очень важно – программа предусматривает ряд решений по этим вопросам», — сказал Пономарев.

В завершении сессии маслихата аким поблагодарил за активную работу и принципиальные позиции всех экспертов и горожан.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости