Печаль для миллионеров: чего ждать казахстанцам от налоговой реформы

cover Фото: Elements.envato.com

В кулуарах мажилиса первый вице-министр национальной экономики Азамат Амрин рассказал журналистам о некоторых деталях налоговой реформы, которую планируют осуществить в Казахстане, сообщает Orda.kz.

Заместитель министра отметил, что в рамках поправок в Налоговый кодекс обсуждается увеличение индивидуального подоходного налога (ИПН). Такое предложение внесли депутаты. Речь идёт о прогрессивной шкале налогообложения, при которой ставка ИПН будет зависеть от размера заработной платы.

«То есть, если в месяц более трёх миллионов тенге зарабатывает человек, то повышение ставки налогообложения до 15 %, но только на разницу. Например, если он зарабатывает 3,5 млн тенге, то три миллиона будут облагаться по ставке в 10%, а 500 тысяч — по ставке в 15 %, и сумма складывается. Вот в чём и заключается прогрессивность налогообложения. То, что сейчас было предложение депутатов обложить ИПН не только зарплаты, но и другие доходы, пассивный доход, те же дивиденды… Мы сейчас должны посчитать, посмотреть, как это повлияет, какие это доходы, сколько мы дополнительно в бюджет сможем с этого собрать, и уже конкретные решения дадим для того, чтобы общее совместное решение принять с депутатами по шкале», — сказал Азамат Амрин.

Вице-министр подчеркнул, что казахстанцев, которые получают среднюю зарплату, этот налоговый манёвр не коснётся. Он также объяснил, каким образом на казахстанской экономике скажутся предложенные правительством изменения, связанные с повышением ставки и снижением порога по НДС.

«Это повлияет на две вещи. Первое — замедление экономики, оно просчитано. То есть если 5,4 % в прогнозе социально-экономического развития мы сделали, то на 0,42 % будет снижение. На инфляцию — да, будет дополнительная инфляция от 2,5 % до 3 %. Но это если ничего не делать. Важно, как теперь государство те средства, которые соберёт, будет тратить. Если мы направим эти средства на бюджет развития, то есть на проекты, которые дадут нам дополнительный вклад в ВВП, если мы будем их финансировать, то снижение нивелируется этим вкладом, этой инвестиционной деятельностью государства». Азамат Амрин

Вице-министр отметил, что из-за повышения НДС рост экономики Казахстана может снизиться в 2026 году, но в 2027—2028 он вернётся к прежним показателям и даже может увеличиться. Он также отметил, что речь идёт о снижении не по сравнению с реальными показателями прошлого и текущего годов, а по сравнению с плановыми оценками.

На вопрос о том, какие категории бизнеса смогут рассчитывать на пониженную ставку НДС, Азамат Амрин ответил несколько уклончиво. По его словам, в первую очередь власти хотят снизить налоговое бремя для тех предпринимателей, которые напрямую работают с населением. Но пока что в проекте ставка НДС в 10 % прописана только по отношению к сфере здравоохранения.

Вице-министр также объяснил журналистам, почему правительство продолжает настаивать на снижении порогов по НДС до 15 млн тенге.

«Почему мы оставили 15 млн тенге? Во-первых, это порог, при котором само дробление бизнеса, из-за которого мы вносим эти изменения, станет экономически нецелесообразным. Что у нас сейчас происходит? Порог у нас 78 млн тенге. Средний предприниматель, который имеет от 500 тыс. до миллиарда тенге доходов, дробит бизнес, чтобы не стать плательщиком НДС. Сейчас ему для этого нужно порядка 12–15 компаний зарегистрировать», — подсчитал Амрин.

По словам первого замглавы МНЭ, при снижении порога по НДС до 15 млн тенге дробить бизнес станет слишком сложно и попросту невыгодно. А значит, повысится налоговая дисциплина предпринимателей и снизится несправедливая конкуренция между теми, кто «плодит» многочисленные компании и теми, кто честно выплачивает НДС.

Ранее в МНЭ рассказали, как налоговая реформа в стране может отразиться на экономическом положении Казахстана.

Авторы: Дильназ Мамырова, Никита Дробны

Читайте также:

Лента новостей

все новости