Пассивный возврат активов: почему Казахстан перестал отбирать имущество у олигархов?

Больше двух лет назад, в июле 2023 года, в Казахстане начал действовать закон о возврате незаконно приобретённых активов. С того момента мы стали свидетелями нескольких громких историй, когда разгневавшие государство олигархи обменивали свободу на свои сокровища: от нефтяных компаний и гостиниц до коллекций часов и сакского золота. Но в последнее время поток сообщений об изъятии очередных неправедно нажитых богатств превратился в тонкий ручеёк. Почему — выясняет Orda.kz.
Забери то, не знаю чьё
Одна из главных проблем работы по возврату активов в Казахстане — её непрозрачность. Профильный комитет при Генеральной прокуратуре традиционно молчалив и скрытен: он не раскрывает имена тех, у кого конфискует имущество, ссылаясь на законодательные нормы. В итоге относительно полное представление о том, чем были богаты изгнанные с Олимпа казахстанские олигархи, можно составить скорее по релизам ТОО «КУВА» — компании по управлению возвращёнными активами.
КУВА отчитывается о своей работе подробнее, чем комитет по возврату активов. Но и задачи у компании немного иные — управление теми активами, которые уже удалось вернуть, их продажа и передача новым владельцам. Деятельность комитета непрозрачна и непублична, а управляющая компания имеет дело с тем, что уже давно конфисковано. В результате создаётся впечатление, что оба ведомства работают как бы по инерции.
«Комитет по возврату активов и КУВА хотят — работают, хотят — нет. Комитет что-то потихоньку рассматривает, но больше насчёт того, чтобы вернуть деньги, незаконно выведенные за пределы Казахстана. И я думаю, что надо уже переформатировать эту работу, уже не в рамках кампании. Почему эта кампания была? Потому что у государства не было постоянно действующих инструментов. Сейчас уже нужно всё это в законодательную норму ввести. По-хорошему, нужно говорить о легализации активов и, как ни странно, криптоактивов. Если мы всё это максимально в публичное поле выведем, то будем, конечно, уже меньше тратить ресурсов», — говорит финансовый аналитик Расул Рысмамбетов.
Политолог Валерий Володин также считает, что работа по возврату активов в Казахстане перешла из активной фазы в режим сохранения энергии. Вместо того чтобы искать новые цели для «раскулачивания», профильный комитет в основном отрабатывает уже имеющиеся задачи.
«Мы видим классическую траекторию кампанийного органа: период мобилизационной активности с громкими кейсами и символическими санкциями сменился фазой административной инерции. Мандат по возврату активов по-прежнему широк, но фактический вектор сместился с поиска и конфискации на администрирование уже изъятого и распределение поступлений».Валерий Володин

Предложение без спроса
Понять, чьи активы ищет за рубежом профильный комитет (и ищет ли вообще), затруднительно. Несколько проще оценить работу КУВА, которая достаточно подробно освещается в публичном поле. И можно сделать вывод, что «трофейные» богатства казахстанских олигархов распродают не так успешно, как хотелось бы государству.
В компании по управлению возвращёнными активами нам пояснили, что она реализует конфискованное имущество «в соответствии с принципами законности, прозрачности и эффективности». С начала 2025 года на аукционах продали 53 изъятых актива общей стоимостью 296,8 млн тенге. В основном это движимое имущество:
Среди самых дорогих предметов, реализованных компанией в этом году, — часы Patek Philippe World Time Chronograph Green Mecca Edition, ушедшие с молотка за 36,3 млн тенге, и Patek Philippe Nautilus за 26,5 млн тенге. Что касается ювелирных изделий, то целую коллекцию колец, браслетов, серег и прочих украшений продали в общей сложности за 36,1 млн тенге.
«В целом по состоянию на 11 августа 2025 года управляющая компания реализовала 72 актива на общую сумму 48,1 млрд тенге (без учёта НДС). Из них 65 активов, находящиеся в Казахстане, были реализованы через электронную платформу E-Qazyna. Общая сумма, вырученная в результате онлайн-торгов, составила 25,9 млрд тенге. За рубежом были успешно реализованы два автомобиля, два жилых дома, одна квартира и две виллы. Общая сумма, вырученная от этих сделок, составила 22,2 млрд тенге».КУВА
Украшения, часы и монеты КУВА продаёт довольно результативно — хотя и эти предметы приходится вновь и вновь выставлять на торги из-за отсутствия покупателей. А вот из бывшей недвижимости казахстанских олигархов в 2025 году удалось реализовать всего два объекта. Первый — нежилое помещение на улице Мухамедханова в Астане, которое реализовали за 96,8 млн тенге. Второй — земельный участок в окрестностях села Шамалган, который недавно продали за 217 млн тенге. Земля, по неофициальной информации, в прошлом принадлежала одной из компаний Кайрата Боранбаева.
В остальном попытки найти новых владельцев коммерческим помещениям и жилым домам «раскулаченных» казахстанских богачей пока что не особенно успешны. Ярчайший пример — особняк Карима Масимова с бассейном, диско-баром, театром и 30 комнатами: покупать его никто не хочет, да и государство после раздумий отказалось принимать такую недвижимость на свой баланс. Цена «масимовского дворца» уже упала на 40 % от первоначальной — но даже это не помогает найти покупателя на актив с таким сомнительным прошлым.
«КУВА, созданная как государственная компания для управления изъятыми активами, фактически работает в режиме ликвидации остатков: хранит, оценивает и продаёт. Конструкция правильная, но результативность упала. «Тяжёлые» объекты вроде особняка Масимова продаются плохо, аукционы срываются, цены приходится снижать. Это признак того, что на такие лоты просто нет нормального спроса», — отмечает политолог Валерий Володин.
В самой КУВА подчёркивают, что компания непосредственно возвратом активов не занимается. Её задача — обеспечить эффективное и прозрачное управление конфискованным имуществом (а при необходимости — продажу). Поэтому и плановых показателей у неё нет. А из 218 активов, выставленных на торги, аукцион отменили только по особняку Масимова. Причиной стал официальный запрос от акимата Астаны о передаче объекта в госсобственность.
В КУВА не считают, что неудачные попытки продать дом бывшего главы КНБ негативно сказались на имидже компании — или на общем информационном фоне, который сопровождает возврат активов.
«Это решение отражает гибкость и социальную ответственность управляющей компании, но никак не неудачу. Управляющая компания обеспечивает прозрачность и законность всех процедур. Все торги проводятся на платформе E-Qazyna в открытом онлайн-формате. Мы не видим оснований считать текущую динамику реализаций негативной для репутации. Напротив — практика показывает высокий уровень интереса к торгам и растущее доверие со стороны общества»,заявили в КУВА.
При всём почтении к работе КУВА приходится констатировать, что платёжеспособный спрос на изъятые у олигархов активы сильно ограничен. И предложение на этом рынке невиданной роскоши всегда будет заведомо выше.

Попробуй отними
По состоянию на середину августа 2025 года в Специальный государственный фонд перечислили 25,8 млрд тенге. Из этой суммы 24,7 млрд — поступления от продажи активов, а 1,1 млрд — доходы от управления ими (аренды, дивидендов, процентам по депозитам и так далее). В общей сложности кампания по возврату активов принесла государству 1,2 трлн тенге. Цифры неплохие — но, опять же, их обеспечили громкие разоблачения прошлых лет.
«Отчётность выглядит впечатляюще: 1,2 трлн тенге в общей сумме, 354 млрд тенге поступило в бюджет в этом году. Но если посмотреть внимательно, большую часть этих денег дали старые дела и конфискованные наличные, а не новые громкие изъятия. Новых фамилий в повестке практически нет. Отсюда вывод: или в нашей стране невероятного благополучия перестали воровать, или новую команду “Ату!” никто не давал»,иронизирует Валерий Володин.
Законодательство позволяет казахстанским олигархам добровольно вернуть активы, оставив себе то, что нажито честным путём. Но порог в 45 млрд тенге, предусмотренный для попадания в список, заведомо сужает круг «обычных подозреваемых». Поэтому новых громких имён в отчётах нет: всех, кого могли, уже вежливо попросили поделиться с государством деньгами и имуществом. Теперь госорганы чаще рассказывают не о том, что и у кого забрали, а о том, куда потратили изъятые средства. Это полезно с репутационной точки зрения — но никак не сдерживает владельцев крупных состояний.
Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов считает, что кампания по возврату активов в Казахстане по сути завершена. Он отмечает, что в этой работе было важно не перегибать палку: в идеале — ограничиваться активами, выведенными за пределы Казахстана с применением заведомо незаконных схем.
«Чрезмерная кампанейщина и публичное линчевание олигархов только нервируют рынок. Все понимают: сегодня этих тронут — завтра за мной придут. Если, допустим, у олигарха 20 заводов, которые он развивает, даёт людям рабочие места, то у меня нет претензий к этому олигарху. Пусть продолжает. Да, ему можно сказать: давай-ка ты создашь ещё тысячу рабочих мест, что тебе для этого нужно? Завтра все не пойдут работать в госорганы, кто-то должен руководить этими предприятиями, развивать их. Вот, допустим, государство забрало заводы. И что дальше? Отдаст акимату в управление?»Расул Рысмамбетов
Аналитик советует при возврате активов ограничиться теми деньгами и имуществом, которые выведены за пределы Казахстана. Иначе систематическое давление на крупный бизнес внутри страны может сыграть злую шутку с властями — олигархи начнут массово уходить в офшоры и распродавать свои компании иностранцам.
«Почему у нас стало так много российского корпоративного сектора? Да потому что наши олигархи начали говорить: всё, за мной завтра придут, государство в мою сторону уже смотрит и точит нож. И они в рамках экстренной распродажи начали сбывать всё по любой цене россиянам, которые в тот момент уводили бизнес из России».Расул Рысмамбетов
Крупные казахстанские бизнесмены, которые теоретически могли бы стать целями новой кампании по возврату активов, не проявляют стремления к выводу капиталов из страны или внезапной эмиграции. У тех, кто хотел уехать, уже есть запасные аэродромы, но они по-прежнему держат ключевые предприятия и имущество в Казахстане. Вспугнуть их сейчас было бы недальновидно — это ещё одна причина низкой публичности при возврате активов.
«Чрезмерный “военный коммунизм” и революционность нервируют бизнес. Я понимаю, в Facebook набирают тысячи лайков посты о том, что нам нужно что-то ещё вернуть, что-то ещё отобрать, кого-то линчевать. Но мы ведь всё это делаем не для лайков. А для сохранения и развития бизнеса, для создания рабочих мест и так далее».Расул Рысмамбетов
По словам Валерия Володина, комитет при Генпрокуратуре и КУВА — всё ещё рабочие органы, но фактически они превратились из инструментов «жёсткой зачистки» в мягкий способ напомнить крупным игрокам, что государство, как истина, где-то рядом.
«Если цель — дисциплинировать капитал и перераспределение ресурсов, то просто нужно менять подход, расширяя круг проверяемых, ускорять продажи, убирать чрезмерно мягкие договорённости. Иначе мы увидим то, что видели много раз: ритуальный орган, который существует только ради отчётности, а не ради результата», — резюмирует политолог.
О том, насколько успешно (или нет) правительство Казахстана достигает поставленных задач — не только по возврату активов — можно прочесть в нашем большом материале.
Читайте также:
Лента новостей
- Замначальника департамента юстиции задержали в Жамбылской области
- Гаджи Гаджиева внесли в украинскую базу «Миротворец»
- 49 памятников в Казахстане установили, нарушая закон
- С приговором согласны: в Актобе поставили точку в деле о гибели девятиклассника
- «Поезда идут — значит построили»: КТЖ объяснила запуск недостроенного участка
- ЮНИСЕФ проведёт в Алматы гала-ужин: билеты за 800 тыс. тенге помогут спасти подростков
- Депутат заявил об угрозе тысячам казахстанских дальнобойщиков в России
- Департамент экологии наказал дочку «Самрук-Казына»
- «Дайте дачам статус» — жители окраин Семея обратились к президенту
- Жанну Кан и Ситникова требуют внести в базу «Миротворца»
- Звёздного вратаря «Кайрата» пригласили на встречу с министром после матча с «Реалом»
- «Топливо замёрзло»: в «КазМунайГазе» ответили на жалобы казахстанских фермеров
- Подрядчик «Самрук-Казыны» сел на семь лет за миллиардные хищения при строительстве ЖК
- Квартира от Акорды и поддержка «Кайрата»: в центре скандала оказался «личный журналист» Токаева
- Революция зумеров дошла до Мадагаскара
- Победа над раком ближе, чем кажется: кому присудили Нобелевскую премию по медицине
- Оскандалившегося чиновника Минтранса «спустили» в акимат
- Транспортный кризис: перевозчики Петропавловска грозятся остановить автобусы
- Мужчина с изрезанной грудью обвинил полицию Алматы в подставе: что было на самом деле?
- Премьер-министр Франции ушёл в отставку, проработав меньше месяца