Отмена трёхъязычного образования для первоклассников: мнение полиглота

cover Фото: Pixabay.com

Со следующего года казахстанские первоклассники больше не будут обучаться сразу трём языкам одновременно. Спустя шесть лет после начала массового трёхъязычного образования, власти заявили, что маленьким детям это тяжело даётся. 

С нового учебного года первоклассники из казахских школ будут обучаться на государственном языке, во втором классе начнут учить русский язык, а английский добавится уже в третьем классе. Дети из школ с русским языком обучения будут изучать в первом классе казахский и русский языки, с третьего класса – английский. Изменения коснутся только тех первоклашек, которые пойдут в школу в новом учебном году.

Это связано с языковой политикой?

Языковой вопрос – один из наиболее острых в казахстанском обществе. Поэтому, когда появилась информация о том, что со следующего учебного года первоклассники не будут изучать русский и английский, журналисты прямо спросили у министра образования Асхата Аймагамбетова, связано ли это с языковым вопросом.

«Не ищите тут двойного дна, иного смысла. Это связано только с вопросами дидактики, методики, чтобы дети научились быстро читать, писать, говорить», – ответил глава МОН.  

Несмотря на то, что в 2016-м бывший министр образования Ерлан Сагадиев уверенно заявлял, что казахстанским детям будет нетрудно перейти на трёхъязычное обучение, сейчас в Минобразовании говорят, что ученику первого класса сложно освоить сразу три языка. К такому заключению чиновники пришли после изучения зарубежного опыта.

Так, во многих европейских странах изучение первого иностранного языка в школах начинается с начальных классов. Но возраст, с которого начинают обязательное изучение иностранного языка, варьируется. Например, в Японии, Финляндии, Китае и Франции до 10 лет не обучают детей другим языкам. В российских школах иностранный язык изучается со второго класса.

«По мнению большинства учёных, возраст детей в 7-10 лет определяет готовность ребёнка к учёбе  и соответствует первой ступени обучения младших школьников (со второго по четвёртый класс или с третьего по четвёртый класс). Более того, изучение только первого (родного) языка в первом классе будет способствовать развитию интеллектуального потенциала, эмоционального интеллекта, познания окружающей среды, развития личности в целом», – рассказали в Минобразовании.

Знание первого языка является фундаментом для успешного овладения вторым и иностранным языками. Поэтапное внедрение второго языка будет способствовать предотвращению негативного влияния языков друг на друга, считают в МОН.

«Учитывая, что казахский, русский и английский языки относятся к совершенно разным языковым группам, этот подход будет соответствовать возрастным особенностям учащихся, позволит избежать трудностей в восприятии графики этих языков», – заявили в ведомстве.

Мнение полиглота

Мы поговорили с Ерасылом, который работает в международной компании и говорит, пишет на пяти языках – казахском, русском, английском, китайском, испанском. Два из них он выучил уже в осознанном возрасте. Ерасыл рассказывает, что одновременное изучение языков не повлияло негативно на его эмоциональное и психическое состояние.

«Для меня весь процесс обучения языков шёл параллельно: у меня никогда не возникали проблемы с коммуникацией, не было явного стресса, который мог бы привести к детским психологическим расстройствам. Бывает, что я не могу вспомнить слово или же путаюсь в словах. Но это не критично: если знание и использование нескольких языков негативно влияло бы на жизнь и создавало сложности, то у нас не было бы полиглотов. Поэтому я не могу понять, на каких основаниях была придумана новая система постепенного внедрения языков в процесс обучения. Что значит тяжело? Кто вынес этот вердикт и заключение? Как измерить степень тяжести этой проблемы?» – недоумевает Ерасыл.

По его мнению, вся проблема кроется не в том, что первоклассникам тяжело учить сразу несколько языков, а в отсутствии у них дисциплины и мотивации.  

«Изучение, обучение – это комбинация мотивации и дисциплины. И это ведёт нас к системе образования в нашей стране. Сейчас детям стало сложно наслаждаться детством и при этом успешно познавать мир из-за некомпетентных взрослых, которые создают систему, где игнорируются эти понятия. С другой стороны, сами родители не способны работать с собственными детьми, обеспечивая мотивацию и дисциплину внутри семьи. Соответственно, наши дети не справляются, сдаются и отказываются учиться. Согласен, детям тяжело, но не из-за количества предметов в школе или же из-за сложности контента, а из-за взрослых, которые некомпетентны в своих профессиональных и семейных ролях», – заявил казахстанец.

По мнению Ерасыла, заговорить на иностранном языке можно в любом возрасте, но стоит учесть, что с каждым годом в жизни ребёнка всё больше будет отвлекающих факторов.  

Часто меняющаяся образовательная политика неоднократно вызывала критику казахстанцев. На прошлой неделе группа депутатов Сената Мурат Бактиярулы, Ахылбек Куришбаев и Алимжан Куртаев направили официальный запрос на имя заместителя премьер-министра Ералы Тугжанова, который курирует сферу образования. В письме сенаторы заявили, что дети «стали объектом для экспериментов»: только за последние пять лет в закон об образовании вносились изменения и дополнения 29 раз, а государственный образовательный стандарт в период с 2000 по 2017 год менялся семь раз.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости