«Оскар»-2023: все, везде, не сразу

cover

24 января были объявлены номинанты на премию «Оскар», которую в этом году вручат в 95-й раз. И вновь Американская киноакадемия попала в расставленную собственными же правилами ловушку, согласно которой в главной номинации просто необходимо набрать десять номинантов, даже если год был совершенно неурожайным.

А 2022-й, прямо скажем, запоминающимися фильмами не изобиловал. Из итоговой десятки, пожалуй, только три картины не вызывают вопросов – они же лидеры по числу номинаций: «Банши Инишерина» Мартина Макдоны (9), «Фабельманы» Стивена Спилберга (8) и «Всё везде и сразу» Дэна Квана и Дэниела Шайнерта (11).

Полный же список в главной номинации выглядит так:

«Аватар: Путь воды»

«Тар»

«Топ Ган: Мэверик»

«Фабельманы»

«Элвис»

«На Западном фронте без перемен»

«Всё везде и сразу»

«Банши Инишерина»

«Говорят женщины»

«Треугольник печали»

К уже существующим на различных кинопремиях гендерным и расовым повесткам добавилась новая – финансовая. Миллиард долларов в мировом прокате, и добро пожаловать в номинацию «Лучший фильм»! Оно и понятно, 2022-й стал первым постпандемийным годом, когда изголодавшийся по кассовым сборам Голливуд начал приходить в себя после двухлетнего локдауна, нанесшего огромный урон индустрии.

Могли ли бы вы себе представить в прежние годы, что фильм вроде добротного, но прямого, как рельс, боевика «Топ Ган: Мэверик» может сразиться за главный «Оскар»? Есть ощущение, что где-то затряслись губы у продюсера и исполнителя главной роли во франшизе «Форсаж» Вина Дизеля с немым вопросом: «А что, так можно было?». Тем более, второй «Аватар» по количеству упоминаний «семьи» не уступает последним частям скоростной франшизы и в списке номинантов также присутствует.

Впрочем, вряд ли кто воспринимает притязания блокбастеров Джозефа Косински и Джеймса Кэмерона на главную статуэтку всерьёз. Основной батл здесь развернётся между «Фабельманами» Спилберга и «Всё везде и сразу» от дуэта Дэнов. Лишь на первый взгляд кажется, что это кардинально разные картины, а по сути своей обе рассказывают о дисфункциональных семьях. Более того, в обеих мы наблюдаем за конфликтом матери и ребёнка и болезненных попытках склеить разрушающуюся связь.

Ну и, наконец, оба фильма говорит о вселенской любви к кинематографу – Спилберг делает это в лоб, Кван и Шайнерт – метафорично, ссылаясь на десятки картин от «Любовного настроения» Вонг Кар-Вая до «Разборки в Бронксе» с Джеки Чаном.

И какую бы искреннюю любовь я не питал ко «Всё везде и сразу», перспективы победы Спилберга куда более явственны. Во-первых, Академия и без того перевыполнила план по либерализации премии, три года подряд награждая малобюджетные картины, снятые кем угодно, лишь бы не белыми цисгендерными мужчинами (сейчас кто-нибудь вспомнит фамилию автора фильма «CODA: ребёнок глухих родителей»?).

Да и потом, когда воплощение Голливуда, обеспечивший тектонические сдвиги в самом понятии «кинематограф» снимает фильм о своём детстве, кто сможет этому сопротивляться?

Впрочем, есть, конечно, и немного отстающий от фаворитов кошмар логопеда под названием «Банши Инишерина». Тем более, Академия явно задолжала статуэтку Макдоне, когда предпочла карамельно-приторную «Форму воду» «Трём биллбордам на границе Эббинга, Миссури». Но опыт показывает, что для неформатных режиссёров вроде Макдоны (Тайки Вайтити, Квентина Тарантино или Спайка Джонса) всегда есть уютное «гетто» под названием «Лучший сценарий». В этой номинации им и раздают «Оскары», чтобы сильно не расстраивались.

Что ещё накидали в нагрузку в номинации «Лучший фильм»? Карнавальную сказку «Элвис» База Лурманна (сразу до свидания!); абсолютно античеловечную по своему хронометражу комедию Рубена Эстлунда «Треугольник печали» (ещё во время Каннского фестиваля у многих было недоумение, откуда столько чести в виде «Золотой пальмовой ветви» не самому удачному фильму режиссёра); ещё более негуманный триллер «Тар» Тодда Филда; отрабатывающий иностранную квоту немецкий «На западном фронте без перемен»; и драму «Говорят женщины», которую даже опытные синефилы едва ли посмотрят.

Собственно, эти десять картин растаскают призы практически во всех номинациях, за редким исключением.

К примеру, в номинации «Лучшая актриса в главной роли» явным фаворитом выглядит Кейт Бланшетт («Тар»). Если Мишель Йео не помешает, Бланшетт станет третьей из ныне живущих актрис в активе, которой будет три «Оскара» (после Мерил Стрип и Фрэнсис Макдорманд).

Всего в этой номинации традиционно поборются пять актрис:

Кейт Бланшетт, «Тар»

Ана де Армас, «Блондинка»

Андреа Райзборо, «Ради Лесли»

Мишель Уильямс, «Фабельманы»

Мишель Йео, «Всё везде и сразу»

Интереснее выглядит битва в номинации «Лучший актёр в главной роли». С одной стороны, есть Колин Фаррелл из ленты «Банши Инишерина», но ему противостоит Брэндан Фрейзер, сыгравший двухсоткилограммового профессора в фильме «Кит» Даррена Аронофски. К слову, Аронофски полтора десятка лет назад проделывал подобный трюк – вытащил из забытья потухшую звезду блокбастеров и вывел его в «оскаровские» номинанты. Тогда Микки Рурку в образе стареющего рестлера не удалось увести статуэтку у Шона Пенна. Возможно, получится у Фрейзера.

Пятёрка в этой номинации выглядит следующим образом:

Остин Батлер, «Элвис»

Колин Фаррелл, «Банши Инишерина»

Брендан Фрейзер, «Кит»

Пол Мескал, «Солнце мое»

Билл Найи, «Жить»

В актёрских номинациях второго плана, кажется, будет без сюрпризов.

Лучшая актриса в роли второго плана

Анджела Бассетт, «Чёрная пантера: Ваканда навеки»

Хонг Чау, «Кит»

Керри Кондон, «Банши Инишерина»

Стефани Сюй, «Всё везде и сразу»

Джейми Ли Кёртис, «Всё везде и сразу»

Анджела Бассетт заберёт статуэтку за роль в сиквеле «Чёрной пантеры», посвятит награду Чедвику Боузману, зал в слёзы, минута молчания, реклама, бурчание себе под нос, что Джейми Ли Кёртис заслуживает премию не меньше.

Лучший актёр в роли второго плана

Брендон Глисон, «Банши Инишерина»

Брайан Тайри Генри, «Мост через озеро»

Джадд Хёрш, «Фабельманы»

Барри Кеоган, «Банши Инишерина»

Ке Хюи Куан, «Всё везде и сразу»

За очаровательный образ отца во «Всё везде и сразу» «Оскара» получит Ке Хюи Куан. Он выйдет на сцену, поблагодарит Спилберга за то, что тот когда-то снял его в «Индиане Джонсе» и своих режиссёров – что вспомнили о его существовании.

Уже сейчас можно сказать, что грядущая 12 марта церемония едва ли порадует нас чем-то экстраординарным. Если, конечно, кто-нибудь опять не захочет обсудить причёску чужой жены.

Приведём также полный список номинантов в других категориях:

Лучший режиссёр

Дэн Кван, Дэниел Шайнерт – «Всё везде и сразу»

Стивен Спилберг – «Фабельманы»

Мартин Макдона – «Банши Инишерина»

Тодд Филд – «Тар»

Рубен Эстлунд – «Треугольник печали»

Лучший оригинальный сценарий

«Банши Инишерина»

«Всё везде и сразу»

«Фабельманы»

«Тар»

«Треугольник печали»

Лучший адаптированный сценарий

«На Западном фронте без перемен»

«Достать ножи: стеклянная луковица»

«Жить»

«Топ Ган: Мэверик»

«Говорят женщины»

Лучшая операторская работа

«Бардо»

«Тар»

«На Западном фронте без перемен»

«Элвис»

«Империя света»

Лучшая работа художника-постановщика

«Аватар: путь воды»

«На Западном фронте без перемен»

«Вавилон»

«Элвис»

«Фабельманы»

Лучшие костюмы

«Вавилон»

«Чёрная пантера: Ваканда навеки»

«Элвис»

«Всё везде и сразу»

«Миссис Харрис едет в Париж»

Лучшие визуальные эффекты

«Чёрная пантера: Ваканда навеки»

«Топ Ган: Мэверик»

«На Западном фронте без перемен»

«Аватар: путь воды»

«Бэтмен»

Лучшие грим и причёски

«На Западном фронте без перемен»

«Бэтмен»

«Чёрная пантера: Ваканда навеки»

«Элвис»

«Кит»

Лучший монтаж

«Банши Инишерина»

«Элвис»

«Всё везде и сразу»

«Тар»

«Топ Ган: Мэверик»

Лучший звук

«На Западном фронте без перемен»

«Аватар: путь воды»

«Бэтмен»

«Элвис»

«Топ Ган: Мэверик»

Лучший иностранный фильм

«На Западном фронте без перемен», Германия

«Аргентина, 1985», Аргентина

«Близко», Бельгия

«Иа», Польша

«Тихоня», Ирландия

Лучший анимационный фильм

«Пиноккио Гильермо дель Торо»

«Марсель, ракушка в ботинках»

«Морской монстр»

«Я краснею»

«Кот в сапогах 2: последнее желание»

Лучший короткометражный анимационный фильм

«Мальчик, Крот, Лис и Конь»

«Летающий моряк»

«Продавцы льда»

«Мой год членов»

«Страус сказал мне, что мир фальшив, и я думаю, что верю в это»

Лучший документальный фильм

«Вулкан любви»

«Дом из щепок»

«Навальный»

«Все, что дышит»

«Вся красота и кровопролитие»

Лучший короткометражный документальный фильм

«Заклинатели слонов»

«Выход»

«Как ты оцениваешь год?»

«Эффект Марты Митчелл»

«Незнакомец у ворот»

Лучший короткометражный игровой фильм

«Ночная поездка»

«Красный чемодан»

«Ученица»

«Ивалу»

«Прощание по-ирландски»

Лучшая песня

Lift Me Up, «Чёрная пантера: Ваканда навеки»

Naatu Naatu, «RRR: рядом ревёт революция»

This Is A Life, «Всё везде и сразу»

Hold My Hand, «Топ Ган: Мэверик»

Applause, «Теперь вместе»

Лучшая музыка

«На Западном фронте без перемен»

«Вавилон»

«Банши Инишерина»

«Всё везде и сразу»

«Фабельманы»

Лента новостей

все новости