Опыт других стран: в Казахстане это так не работает – экс-председатель БЦК

cover Изображение StartupStockPhotos с сайта Pixabay

Почему не получается просто так перенять опыт других стран и что нужно нам, размышляет бывший председатель правления банка ЦентрКредит Галим Хусаинов.

По словам Хусаинова, в Казахстане невозможно просто так внедрить опыт других стран, таких как Сингапур или Норвегия. Все потому, что в стране прежде нужно сделать кардинальный сдвиг во всех системах. А начинать нужно, считает экс-председатель, с реформы системы  государственного управления.  

Правильный институт

Очень часто встречаю различные труды нашего экспертного сообщества, которое предлагает обратить внимание на различные страны и их пути развития. Самые часто приводимые для нас примеры: Южная Корея, Сингапур, кто-то приводит в пример Норвегию. И начинают их опыт перекладывать на нашу страну. Диверсификация экономики, импортозамещение, инклюзия, верхнеуровневое производство, развитие МСБ и так далее - все те относительно правильные умные слова, которые идут как причина развития экономики.

На самом деле, это не причина, а следствие. Следствие правильно развитых институтов. Все развитые страны, которые мы берем как пример, начинали свой путь через построение правильно работающих институтов, и потом, как следствие, рождается правильная экономика.

К правильным базовым институтам относятся: верховенство закона, независимость судебной системы, политический плюрализм, независимая выборная система. Это все породит институты второго уровня, такие как работающий Парламент, сервисная полиция, независимый Нацбанк и так далее. И так по цепочке будет меняться вся структура экономики.

Это так не работает

Недавно прочитал, что один экономист предлагает создать госбанк, якобы чтобы поднять кредитование и расширить производство. Это так не работает, ведь кредитование не растет не потому что нет денег или желания, а потому что среда заимствования очень плохая. Банковские риски так устроены, что одно не правильно принятое решение, например, судом, приводит к сокращению целого слоя потенциальных заемщиков.

Например, суд признал принятую на баланс недвижимость в рамках взыскания не действительной, так как кто-то из собственников третьего уровня опротестовал решение купли-продажи. Это приводит к тому, что Банки не будут кредитовать подобные сделки в будущем, так как есть риск утери залога. А это было, например, банальное коррупционное решение. Таких примеров множество.

Банки, в отличие от судов, работают прецедентами. Преднамеренное банкротство юридических лиц, взыскание единственного жилья, запрет на выкуп на баланс Банков залогов, сроки взыскания залогов и так далее. В других вещах точно также. Мы хотим, чтобы базовая ставка отражала реальную стоимость денег, но боимся отказаться от льготных кредитов, хотим работающую инфраструктуру, но тарифы не повышаем должным образом, хотим, чтобы не было дефицита ГСМ, но не отказываемся от регулирования цен.

Как же быть?

Вот почему очень и очень важно создавать, в первую очередь, среду и верховенство законов.
Ручное управление не работает, даже в нашей небольшой стране. Работает только система, которую нужно строить. Да, у нас будут развиваться отдельные элементы в силу ручного управления (случайно оказавшийся на месте правильный человек), но в целом, чтобы сделать кардинальный сдвиг, нужны системные реформы, начиная с системы госуправления.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости